Сказано в Торе («Шмот» 32:4): «…Сделали себе литого тельца, поклонились ему, принесли ему жертвы и сказали: „Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской!“»
Сложно понять, как возможно такое, что великие и уважаемые представители «поколения знания» (так называется поколение пустыни, поскольку люди этого поколения были полны знаний Торы) предались сумасшествию и глупости сказать в отношении неодушевленной вещи: «Вот боги твои, Израиль». И несмотря на то, что в силу колдовства телец обладал способностью говорить — максимум к чему это должно было привести людей — это к мысли о том, что данная вещь обладает некоторой степенью духовности, но никак не к тому, чтобы ложно просвидетельствовать и сказать, что это — то, что вывело их из Египта.
Однако правильное объяснение говорит об обратном: слова «Вот боги твои, Израиль», свидетельствуют о том, что в планах не было простереться в поклонении тельцу и сделать его своим богом, однако намерением людей было служить Единому (Всевышнему), который вывел их из Египта, а цель их заявления состояла в том, чтобы придать тельцу элемент божественности, которая исходит от Творца, который их вывел из земли египетской, так что они хотели направить свое служение на этот элемент святости, который они рассматривали как часть Целого (Всевышнего). Они полагали, что эта часть будет идти перед ними и направлять их, а Всевышний благосклонно одобрит это служение части, взятой от Него. И это не казалось людям чем-то странным, поскольку известно, что человек содержит в себе частицу Б-га свыше. Однако в силу того, что тело человека состоит из элемента, который недолговечен, как сказано («Коэлет» 12:7): «А дух возвращается к Б-гу, который дал его», — по этой причине люди хотели привлечь силу свыше в то, что будет существовать долго, и то, что на протяжении длительного времени сможет идти перед ними.
Таким образом, они не отошли от того, что сказано («Шмот» 20:2): «Я Всевышний Бог твой, который вывел тебя из земли египетской». И возможно поэтому они и сказали: «Вот боги твои, которые вывели тебя из земли египетской», употребив множественное число.
Этими словами они выразили свою уверенность в том, что нижняя сила (духовный элемент, который они хотели спустить в тельца) такая же, как верхняя сила (то есть сам Всевышний), упаси Б-г от такой идеи. Это было большой ошибкой с их стороны, и своими действиями они натворили много ущерба, а Б-г подверг их наказаниям.
См. также комментарий (Ор а-Хаим) на стих (8): «Быстро сошли с пути они».
В моих глазах представляется правильным сказать, что не все евреи согласились с данным ошибочным подходом и действиями. Народ разделился на три части: одни люди, имея вышеописанное намерение, поклонились тельцу, другие люди не поклонились тельцу, но и не выразили свой протест, поскольку они колебались в отношении того, считать происходящее правильным или нет. Что же до людей, относящихся к третьей группе — они были против происходящего, но у них не было силы протестовать.
Это подтверждается, в частности, тем, что сказано: «Вот твои боги, Израиль», а не, «Вот наши боги», из чего следует, что одна группа лиц пыталась убедить другую, следовательно, некоторые люди согласились поклониться тельцу, а другие люди — нет.
Наши мудрецы, благословенной памяти, сказали («Шмот раба» 42:6), что именно представители сброда («эрев рав»), поднявшиеся вместе с евреями из Египта, сделали тельца, и пытались убедить евреев ему поклониться.
Необходимо отметить, что изначально евреи не согласились с планом сброда, поскольку если бы они согласились, то считалось бы, что тельца сделали и они, поскольку в отношении идолопоклонства, мысль имеет значение. Однако при этом они (в большинстве своем) не протестовали (поскольку большинство находилось в состоянии неопределенности), и поэтому евреи, как целое, были наказаны, за исключением тех немногих, которые были против, но не имели силы протестовать, чьи сердца Всевышний испытал и определил, что они не склонились ко злу, самые известные из которых — это представители колена Леви.
После того, как телец был изготовлен, часть евреев все же ошибочно поклонились ему, как сказано (стих 28): «И пало из народа три тысячи», и как следует из обращения Моше к левитам: «Пусть каждый человек предаст смерти своего брата…»
Исходя из этого мы вынуждены сказать, что часть евреев поклонилась идолу в присутствии свидетелей, после предупреждения.