Рабби Акива и обугленный еврей

07.03.2010 6876 (11)
Рабби Акива и  обугленный еврей
Рабби Акива и обугленный еврей

В главе «Ки тиса» описано много событий: Моше получает скрижали на горе Синай, затем после грехопадения — поклонения золотому тельцу — он их разбивает и через 80 дней получает новые скрижали.

Заканчивается это очень странно: когда Моше спустился с новыми скрижалями, его лицо излучало духовный свет, и свет был настолько ярок, что он должен был укрывать свое лицо. Что было причиной такого света? И почему оно не светилось после получения первых скрижалей. Также мы знаем, что Тора вечна, тогда какое отношение имеет это к нам сегодня? Вот история, которая поможет нам понять…

Рабби Акива был величайшим мудрецом Талмуда всех времен, о нем сказано, что вся устная традиция, дошедшая до наших дней, со всей ее глубиной и мудростью, — результат его памяти, эрудиции и святого одухотворения. Тора — это бесценный секрет жизни, бесценная инструкция, как поддерживать существование Вселенной. И не удивительно, что великий рабби Акива дни и ночи посвящал всего себя изучению Торы. Никто лучше его не знал, что нет ничего важнее изучения Торы, кроме…

В Талмуде рассказывается, что однажды рабби Акива решил уединиться в лесу, чтобы в абсолютном одиночестве углубиться в Тору. Вдруг неожиданно он услышал хруст ветвей. Звучало это так, будто к нему очень быстро приближалось огромное животное. Он поднял взгляд, и ему представилось страшное зрелище: нечто напоминающее совершенно обугленного человека с огромной вязанкой дров на спине, который несется прямо на него, не разбирая дороги, как сумасшедший. Рабби Акива понял, что здесь происходит нечто необычное. Он приказал ему именем Торы немедленно остановиться и объяснить, что ему происходит. Сначала тот засомневался, так как у него не было времени, и он очень спешил, но святость рабби Акива покорила его, и он заговорил:

— Я не из живых, я мертвый человек, наказываемый за свои грехи. Мое наказание заключается в том, что каждое утро моя душа спускается в это обугленное тело, затем я должен нарубить дров, разжечь огромный костер, прыгнуть в пламя и снова сгореть.

— Что же ты наделал в той жизни, чтобы получить такое мучительное наказание? — спросил рабби Акива.

— Я был сборщиком налогов и всегда был снисходителен к богатым и уничтожал бедных.

— Есть ли что-то, что может тебя спасти?

— Есть,— ответил тот, — я как-то стоял у перегородки, разделяющей рай и ад, и услышал, что, если бы у меня был сын и он произнес бы за меня «Кадиш», это отменило бы мое наказание. Но я думаю, что у меня нет сына, хотя много лет назад, когда я умер, моя жена была беременна. И даже если она родила сына, кто мог бы его научить? Во все мире у меня не было ни одного друга. А сейчас отпусти меня, пожалуйста!

В тот же момент рабби Акиви взял на себя миссию во что бы то ни стало спасти этого человека. Он задержал его еще на одну минуту, спросил название города, где тот жил, и имя его жены. И тот сразу убежал, чтобы выполнить свой приговор.

Рабби Акива немедленно приступил к поиску. Талмуд не рассказывает, сколько времени ему понадобилось на это. Оказалось, что не было вообще таких людей, кому бы тот не навредил, и поэтому, к кому бы он ни обратился, все начинали плеваться и проклинать имя этого человека.

Наконец-то рабби Акива нашел его дом, жена действительно родила сына, который был еще хуже, чем рабби мог себе представить. Парень был настоящий дикарь, постоянно орал и проклинал всех прохожих. Но рабби Акива угостил его сладостями и фруктами, и парень немножко подобрел.

Очень скоро рабби Акива обнаружил, что парень был абсолютно безграмотен и даже не обрезан. Рабби Акива удалось уговорить парня сделать обрезание, затем он начал обучать его грамоте. Тут опять возникли трудности, несмотря на то, что рабби Акива был лучшим учителем, ребенок ничего не воспринимал, у него была просто каменная голова. Рабби Акива не сдавался, он прибег к секретному и эффективному оружию — молитве. Он постился 40 дней, беспрерывно моля Б-га раскрыть разум этого ребенка, и в итоге это возымело свое действие. Он услышал голос Неба: «Иди, обучай его».

Рабби обучил его молитвам, чтению Торы, и в один прекрасный день он привел его в синагогу, поставил его ведущим молитву, и все присутствующие отвечали «Амень» на его «Кадиш».

В эту ночь обугленный человек пришел к рабби Акиве во сне и сказал: «Благослови тебя Всевышний, и пусть Он воздаст тебе за благо, какое ты сделал для меня».

Это очень странная история, особенно, если мы вспомним, что рабби Акива был самым святым из всех, и он позволил себе потратить месяцы, чтобы спасти негодяя, низшего из низких. Причина, почему он так поступил, таится в том, что есть нечто выше, чем Тора и ее изучение, это — еврей!

И как учит нас рабби Акива: «Люби ближнего как самого себя» — основное правило Торы. От кого он этому научился — от Моше. Скрижали, содержащие 10 заповедей, были самым святым подарком Б-га нам, и все же Моше их разбил, для того чтобы спасти евреев, поклоняющихся теленку — самым худших и низших из низших. Но стоило разбить святые скрижали, чтобы спасти их, потому что евреи, даже злостные грешники, — дети Б-га. И когда они возвращаются к изучению Торы и исполнению заповедей, это приносит в мир стабильность, благословение и радость. Вот почему так сияло лицо Моше, когда он принес вторые скрижали, а не раньше. Только после того, как он разбил скрижали, пожертвовав ради еврейского народа всем, чему он посвятил свою жизнь, он заслужил такой высокий уровень святости.

Числовое значение имени Моше-рабейну — 613, а это — количество заповедей в Торе, да и вся Тора носит имя Моше — Пятикнижие Моисея. И для спасения жизни евреев-грешников Моше был готов пожертвовать всем.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Ки тиса (другие статьи):