СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 19:52

Как нужно выполнять работу в будние дни?

Человек должен посвящать заботе о пропитании лишь последний, наиболее низкий уровень своей души. Более же высокие уровни — голову и сердце человек должен посвятить Торе, молитве и добрым делам.

Источник: беседа Ребе ШЛИТА 25 Адара 5712 г. 09.03.2015 3505 мин.

После того как Моше-рабейну спустился с горы Синай, он собрал евреев и повторил им субботнюю заповедь. Сделал он это не в обычной формулировке — «Шесть дней будешь делать работу а на седьмой день — суббота», а иначе — «шесть дней будет делаться работа а на седьмой день — суббота прекращения работ».

Дополнительная странность — обычно Писание не упоминает что Моше «собирал» народ перед тем, как научить их очередной заповеди. (Ну просто потому, что это, в общем, подразумевается.) Здесь же Писание это говорит, подчеркивая, видимо, особую важность события. Происходит все это после Йом-Кипура — дня, в который Б-г простил евреям грех идолопоклонства.

Тем самым мы понимаем, что это собрание и сказанное на нем призвано помочь евреям преодолеть этот грех. А мы знаем что грех идолопоклонства связан с более древним событием — грехом дерева познания добра и зла (знаем мы это в том числе потому, что Дарование Торы освободило народ от нечистоты, пришедшей в мир после дерева познания добра и зла, а поклонение тельцу вернуло его обратно). Ну, отсюда мы понимаем важность того, что было сказано и теперь попробуем понять — почему?

В Псалмах Давида сказано — «плодами тягот рук своих будешь питаться». И хасидизм обьясняет — в душе человеке есть уровень головы — сознание, мышление. Есть уровень сердца — чувство. И есть уровень рук — способность к практической деятельности.

Согласно учению хасидизма, человек должен посвящать заботе о пропитании лишь последний, наиболее низкий уровень своей души. Более же высокие уровни — голову и сердце человек должен посвятить Торе, молитве и добрым делам. Но и время, посвященное снисканию пропитания, не должно быть безграничным. Надо определить рамки для этого и стараться за них не выходить. И более того — даже, находясь в этих рамках, надо испытывать потребность поскорее оказаться в мире Торы, молитвы и заповедей.

Чтобы пояснить это — задумаемся на минуту над тем, что у мира есть один Хозяин, который ежесекундно творит и оживляет его и заботится о пропитании всего сущего. Для этого Он не нуждается в нашей помощи. Он хочет о нас другого — исполнения Его воли, которая в сущности сводится к одному — раскрыть Б-га в мире.

С этой точки зрения, казалось бы, забота о собственном пропитании — оскорбление веры. Но мы уже знаем что «плодами тягот рук своих будешь питаться» и тем самым мы понимаем, что это тоже заповедь, имеющая, как и все другие заповеди, свои рамки и правила исполнения. И среди этих рамок — одна отличает ее от всех остальных заповедей. Все заповеди — ни для чего. В них самих заключен смысл их исполнения. Эта же заповедь парадоксальна — требует противоположного — понимания что смысл не в ней а вне ее — в мире Торы, молитвы и добрых дел.

Когда работа делается так — на уровне рук, без задействования высоких уровней души — то она собственно делается сама собой — «шесть дней будет делаться работа».

Как все это связано с идолопоклонством и грехом дерева познания добра и зла?

Идолопоклонство — это идеология, имеющая многие формы выражения но у них есть одно общее — присваивание тем или иным силам прерогатив Б-га.

Так было в поколение Эноша — когда люди, не отвергая Б-га, стали прилагать усилия к тому чтобы получать больше благ от тех, в ком они видели служителей Б-га — солнце, луна и звезды. И вот — вера в то что природа, ее законы, законы общества сами по себе имеют силу изменить жизнь человека к лучшему, имеет оттенок идолопоклонства. И то же относится к любой форме человеческой деятельности включая и работу.

И поэтому — «шесть дней будет делаться работа», уничтожая даже этот малый оттенок идолопоклонства, исправляет грех золотого тельца.

Говоря о дереве познания добра и зла, Писание употребляет слово ДААТ. Оно означает сознание но, отнюдь не наше обычное рассудочное мышление, а сознание, сопровождаемое чувственным переживанием предмета мысли. (Поэтому, например, сказано что Адам познал Хаву). Такое мышление драгоценно и должно быть отдано силам Святости — Торе и молитве. Погружая его в заботы мира, мы используем его не по назначению.

И поэтому «шесть дней будет делаться работа» — «плодами тягот рук своих будешь питаться» — не задействуя голову и сердце — приводит к исправлению греха дерева познания добра и зла.

Еврей в субботу должен ощущать, что вся его работа завершена. Это часть субботних законов. Но — когда он погружен с головой и сердцем в повседневные тяготы — то, даже завершая свою ежедневную норму, он не может оторватся от них полностью. Его внимание рассеивается между Торой, которой он пытается отдать свои силы, и незавершенными делами. И даже, завершая рабочую неделю и вступая в субботу, он не может по сути от них оторваться. Но если человек прожил неделю так, что его сознание и сердце осталось свободным — то суббота приобретает дополнительную святость — «суббота прекращения работ».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter