Страховка против пожаров

27.02.2011 3669 (0)
Нехама Грайзман Свободный перевод: Шейндл Пугач Источник: книга «Глазами женщины»
Страховка против пожаров
Деньги — вещь многогранная

Всевышний обращается к нашему учителю Моше и дает указание евреям, чтобы они пожертвовали, каждый, по половине шекеля, чтобы искупить грех золотого тельца. Наши мудрецы объясняют, что нашему учителю Моше было трудно понять, что же именно ему нужно делать. Поэтому Б-г показал ему пример огненной монеты и сказал: «Вот такую монету нужно пожертвовать». Почему Б-г показал ему монету из огня, а не из серебра или золота? Ведь в итоге евреям не нужно было жертвовать монету из огня?

Это сравнивают с храмовым светильником. Наши мудрецы рассказывают, что также относительно светильника Моше-рабейну не до конца понимал каким же должно быть его строение, а когда спросил Всевышнего, то Он показал Моше образ светильника из золота. Когда Моше увидел его, то он все понял — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Итак, мы видим, что Б-г уже показывал Моше золотой храмовый светильник, так почему же в другой раз Б-г не захотел показывать Моше золотую или серебряную монету? Почему именно монету из огня?

Чтобы понять ответ на этот вопрос, нам нужно сначала понять, что из себя представляют деньги. В Храме стоял умывальник, которым пользовались священники для омывания своих рук и ног перед началом службы в переносном и в постоянном Храме. Эта процедура являлась подготовкой к служению Б-гу, которую проделывали священники. Умывальник был построен из цветных зеркал, которыми пользовались женщины в Египте, чтобы приводить себя в порядок.

Во время, когда народ попросили пожертвовать все, что могли на строительство Храма, женщины пожертвовали (среди прочих вещей) свои зеркала, которые были сделаны из особо блестящей меди. Однако наш учитель Моше сильно сомневался, принимать ли такой дар, ведь в итоге женщины использовали эти зеркала, чтобы выглядеть привлекательней в глазах своих мужей. Возможно ли, чтобы вещь, предназначенная пробуждать страсть, находилась в Храме? Моше не понимал, каким образом можно соединять Храм — средоточие наивысших ступеней святости и духовного с чем-то, выглядящим сильно связанным с желаниями этого мира?

Ребе объясняет, что Храм вмещал в себя все, что связано с человеческой жизнью. Можно сказать то же самое и относительно денег. Можно относиться к деньгам по разному. Деньги — вещь многогранная. Они могут пробуждать в людях жадность и любовь к наживе. С деньгами люди могут делать много разных нечестных и нечистых поступков. Потоп начался с грабежа — люди воровали друг у друга имущество. Деньги могут быть инструментом зла и самовлюбленности.

Однако даже многие религиозные евреи не видят ничего плохого в чрезмерной жажде денег. Почему люди, заработавшие миллион долларов не говорят: «Остановись. Миллион долларов мне хватит на приятную жизнь». Нет, теперь они должны заработать еще миллион, и не могут остановиться. Таким образом, заработок превращается у них в вид зависимости, иногда худшей, чем алкоголизм. Когда средний человек начинает пить, то он может распознать, когда он начинает пьянеть. Но если человек прилагает усилия накопить еще больше денег, больше, чем он сможет потратить за всю свою жизнь, то погоня за деньгами превращается в болезнь.

Несмотря на все вышесказанное, деньги сами по себе не являются чем-то плохим. Наоборот, у них очень высокий духовный корень. Сам факт того, что деньги могут притягивать много грехов, эгоизма и зла только доказывает, что источник денег находится на самом деле на высоком уровне.

Теперь мы можем понять термин «половина шекеля».Это один из путей, посредством которого человек может поднять свою природную страсть к деньгам. Даже если деньги и могут быть источником всего плохого, жить без них невозможно. Человек не может жить без того, чтобы не зарабатывать деньги. Мы не можем сказать: «Давайте закроем глаза и будем жить исключительно духовной жизнью». Нам нужны деньги, чтобы покупать себе все необходимое и платить счета. Вопрос, какое место вы отводите деньгам? Какие у вас имеются ограничения и правильное пользование ими? Как нужно использовать деньги, чтобы жить достойно?

Б-г говорит, что ради внесения в нашу жизнь святости в сферу всего, что касается денег, мы должны жить по правилам Торы. Точно так, как у нас имеется множество законов чистоты семейной жизни, чтобы освятить отношения между мужем и женой, то же самое обстоит с деньгами. Б-г дает нам деньги, и Он нас учит, как с ними обращаться.

Основной принцип в сфере денег — осознание того, что все деньги, которые еврей зарабатывает, наследует или получает в подарок приходят к нему от Всевышнего. Деньги не достаются ему из-за того, что он умный, талантливый, или потому что он достоин их. И даже не потому, что человек работал определенное количество времени.

Деньги достаются человеку по одной единственной причине — Всевышний, благословен Он, по Своей высшей мудрости видит, что на данный момент нужно, чтобы определенный еврей станет обладателем какой-то суммы денег. Решение, на что потратить их передана в руки еврея. В основном, у еврея имеется свободный выбор в этом, правда, есть несколько предварительных условий. Б-г говорит еврею, что первым делом нужно, чтобы еврей дал свою «половину шекеля». У еврея есть обязанность вернуть определенную часть денег из того, что ему дал Б-г на один из Его проектов: в синагогу, нуждающемуся человеку, или на другую благотворительность.

Одно действие стоит больше, чем тысяча слов. Если вы жертвуете деньги на благотворительность — это говорит о многом. Цдака как— будто заявляет: вы понимаете, что деньги вы получили не потому что вы великие или умные, или потому что вы этого достойны. Ваша благотворительность — это выражение благодарности Б-гу за то, что Он дал вам деньги. Если вы понимаете, что может вы недостойны того, что вы получили, то не проверяйте слишком тщательно того человека, которому вы помогаете, достоин ли он получать вашу помощь, или нет.

Может быть, «ваш» бедняк более достоин вашей помощи, чем другой нуждающийся? Мы не знаем точно. Однако, он протянул руку вам, поэтому именно вы должны ему помочь. Вполне может быть, что он недостоин вашей помощи, но кто сказал, что вы достойны получать дары от Б-га? Идея, скрытая в том, что Б-г показал Моше именно эту половину шекеля, была не только в том, чтобы показать Моше, какую сумму денег должен дать каждый еврей — тогда Б-г мог бы показать Моше монету из серебра или золота. Однако Б-г специально показал Моше огненную монету, которую, как говорит Мидраш, Он вынес из-под своего Трона, чтобы показать нам, что даже если деньги и могут восприниматься, как очень материальная вещь, грубая и низменная, несмотря на это, если преподносят их в виде огненной монеты, то есть, с оживленностью и с энтузиазмом, а не равнодушно и невнимательно, то тогда деньги превращается в святую монету.

Еврей должен отдать свою «половину шекеля» с огнем, осознавая, что эти деньги даны ему не только для того, чтобы купить себе все то, в чем он нуждается. Деньги вручены ему, как взаимный фонд, часть из которого он должен отдать другим. Если вы поразмыслите над всем, что здесь написано, то вы почувствуете себя совсем по— другому, когда придет время отделять «маасер» (10%). Вдруг вы перестанете себя чувствовать довольной собой: «Посмотрите, насколько я щедра и благородна — отказалась от части своих денег и отдала их другому». Кто сказал, что деньги — ваши? Десятая часть от заработка, который дал вам Б-г, изначально вам не принадлежит. Поэтому нет причины чувствовать себя возвышенным героем.

Интересно, что слово «монета» на иврите созвучно слову «природа». Б-г хочет, чтобы еврей внес святой огонь в природу, и это еще одна причина, что Б-г показал нашему учителю Моше монету из огня. Подразумевается, что еврею нельзя быть холодным и равнодушным. Еврей должен быть живым, он должен служить Всевышнему с накалом. Когда вы даете вашу половину шекеля — вашу десятую часть от заработка — кому-то на ваш выбор, вы должны сделать это с огнем, с жаром и воодушевлением. И тогда, если вы так сделаете, то ваша монета станет другой в принципе. Ваши деньги перестанут быть материальными — они станут духовными.

Как сказал Ребе, что Б-г создал мир — реальность из небытия, и Он нам приказал сделать из реальности — материального мира «небытие», то есть, превратить материальный мир в духовное при помощи исполнения Торы и заповедей. Еврей берет деньги и превращает их в заповедь, в духовный огонь тем, что он передает их человеку, нуждающемуся в них, чтобы прожить или учить Тору, или для другого важного назначения. И тогда заповедь приносит избавление душе. И это также является причиной того, что Б-г специально захотел показать монету из огня, а не из серебра — научить Моше, нашего учителя, и сынов Израиля, насколько важно служить Б-гу в радости и с добрым сердцем.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Ваякэль (другие статьи):