СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 03:32

Остановка и движение на пути к Освобождению

Несмотря на трудности изгнания и несмотря на личное изгнание, с которым мы сталкиваемся время от времени, мы должны знать, что происходит процесс, перехода, который полностью является частью Освобождения.

Перевод: Д. Беляев 15.03.2023 758 мин.

Начнем с шутки. Жена говорит: «У меня сегодня болит голова, и я ничего не могу делать». Муж отвечает: «Очень жаль. Я хотел предложить тебе сходить за покупками в торговый центр». Жена: «Правда? Я просто пошутила...» Муж: «Я тоже!»

Остановиться и задуматься

В эту субботу мы завершаем книгу «Шмот», вторую из пяти книг Торы. Давайте сделаем паузу, чтобы подумать о том, что мы узнали в книге «Шмот». В чем заключается главный смысл книги «Шмот», с которой мы жили последние несколько недель?

Название чего-либо отражает его суть, потому что название — это канал для жизненной энергии и значимости вещи, названной этим именем. Согласно этому, название книги говорит нам о ее содержании. Какое первоначальное название книги «Шмот»?

В конце нашей недельной главы РАМБАН дает (книге) «Шмот» новое название: «Книга Освобождения». Другие называют ее «Книга Света», основываясь на мидраше («Берейшит раба» 3:5), «потому что в ней евреи совершили исход из тьмы к свету».

На основании того, что мы сказали выше, становится ясно, что главная тема книги «Шмот» со всеми ее недельными главами — это Освобождение (Геула). Однако насколько это уместно, если в начале книги говорится об одном из самых тяжелых изгнаний в еврейской истории?

Более того, наши мудрецы («Брахот» 12а) говорят: «Все вытекает из вывода». Исходя из этого, вывод данной книги, заключительные стихи главы «Пкудей», должны быть непосредственно связаны с темой книги. Когда читаешь конец недельной главы «Пкудей», очень трудно найти какую-либо связь между концом книги и общей темой. Недельная глава заканчивается описанием путешествий еврейского народа по пустыне и облака, которое покоилось на них, когда они располагались на стоянках, как символ Божественного присутствия в Мишкане и внутри еврейского народа. Это звучит чудесно и возвышенно, но какая здесь связь с Освобождением, светом или именами?

Исследование учения хасидизма еще больше углубляет этот вопрос. Согласно хасидизму, духовный исход из Египта произошел не сразу, а постепенно, поэтапно. Чтобы еврейский народ был достоин подняться в землю, он должен был освободиться от внутреннего рабства нечистоты Египта. Это освобождение происходило во время их переходов. Каждый переход был небольшим исходом из Египта.

В соответствии с этим, во время переходов были моменты Освобождения и моменты изгнания. Все время, пока еврейский народ двигался в направлении Земли Израиля, это было частью процесса Освобождения. Когда они отдыхали между переходами, это была временная остановка Освобождения, поскольку стоянка не продвигала их вперед. Если так, то стоянка останавливала их продвижение и была, в определенном смысле, состоянием изгнания.

Чем заканчивается недельная глава и книга? Словами «на глазах всего дома Израиля, во время всех их переходов». Этот последний стих описывает стоянку еврейского народа в пустыне и заканчивается словами «во время всех их переходов». Казалось бы, это заключение на тему стоянки в пустыне является антитезисом всей книги! Стоянка в пустыне представляет собой изгнание. Почему же книга Освобождения заканчивается именно так?

Когда «остановиться» означает «идти»

В потрясающей беседе Ребе Король Мошиах объясняет («Ликутей Сихот» том 6), что ответы на все эти вопросы можно найти в словах РАШИ о последнем стихе этой недельной главы. На первый взгляд, этот стих содержит противоречие. С одной стороны, в нем говорится о стоянке еврейского народа в пустыне. С другой стороны, Тора использует слово «их переходов», что означает путешествие, а не слово «их стоянок», которое было бы гораздо более подходящим.

РАШИ объясняет, что Тора называет стоянки «их переходами», чтобы показать, что стоянка была неотъемлемой частью перехода. Другими словами, даже стоянка называется переходом, потому что каждое место стоянки является отправной точкой для следующего перехода. Еврейский народ должен был прогрессировать, чтобы подняться на землю, и даже остановки были частью этого продвижения, поскольку они были подготовкой к последующим переходам.

В духовной плоскости найдутся те, кто объяснит остановки в пустыне как своего рода «спуск ради подъема», но, по объяснению Ребе, спуск — это часть подъема; стоянка — это часть перехода.

Мир огромными шагами продвигается к Освобождению, но в то же время периодически развиваются ситуации, которые выражают тот факт, что мы все еще находимся в изгнании. Каждый раз, когда в мире происходит что-то негативное, тьма становится все более заметной, и мы возвращаемся к горькой реальности изгнания. Именно здесь, в этом месте, заканчивается наша недельная глава, чтобы научить нас тому, что моменты, когда изгнание ощущается, те ситуации, которые мы описываем как стояние на месте, инерция, являются частью процесса Освобождения!

Несмотря на трудности изгнания и несмотря на личное изгнание, с которым мы сталкиваемся время от времени, мы должны знать, что происходит процесс, перехода, который полностью является частью Освобождения.

Теперь мы понимаем, почему книга «Шмот» называется книга Освобождения и как это выражено в конце недельной главы в стихах о переходах. В первой части книги рассказывается о тех, кто должен исполнить конечную цель творения, о еврейском народе. Вторая половина «Шмот» посвящена строительству Мишкана, актуализации миссии, ради которой были созданы мир и еврейский народ. Недельная глава «Пкудей» описывает исполнение цели творения, как еврейский народ построил физическое сооружение. Но это еще не конец, потому что недостаточно раскрыть святость в Мишкане; святость также должна быть раскрыта во время стоянок, в местах тьмы и сокрытия. Даже остановившись в «пустыне народов, полной зла, мы должны захватить тьму и раскрыть свет в ней и через нее. Мы должны преобразовывать, раскрывать и освещать, настолько, что остановка на месте, стоянка и пребывание на месте — это время и место продвижения и возвышения.

Когда жилище для Б-га создается из темных мест, это показывает, что с самого начала, с самого начала перехода, все это было одним большим процессом Освобождения. В действительности не было настоящего изгнания; всегда существовало Освобождение. Просто во время путешествия нам казалось, что есть остановки. Вот почему Тора ясно говорит, что места, где они делали стоянки, были частью переходов. Изгнание — это не то, что противопоставляется Освобождению; это путь к Освобождению до такой степени, что он является частью и неотъемлемой составляющей самого Освобождения!

Мы закончим рассказ историей, которая показывает, как тьма сама по себе становится светом, а стояние на месте — стимулом для продвижения вперед.

Когда раввин Моше Шерер, известный американский общественный деятель, был маленьким мальчиком, он заболел. Врач прописал лекарство, но предупредил, что оно очень дорогое. Даже после того, как миссис Шерер собрала все деньги, которые нашлись в доме, она сомневалась, что у нее хватит денег на лекарство, но все же поспешила в аптеку, чтобы добиться спасения сына.

Хозяина аптеки не было дома, поэтому миссис Шерер попросила его помощника выписать рецепт. Молодой человек был тронут заботой взволнованной матери и согласился приготовить лекарство в обмен на все деньги, которые были у миссис Шерер.

Заполнив рецепт, помощник аптекаря передал миссис Шерер драгоценное лекарство. Спеша домой миссис Шерер споткнулась и с ужасом увидела, как бутылочка вылетела у нее из рук и разбилась.

Потеряв деньги и лекарство, госпожа Шерер бросилась обратно в аптеку, неся в руках пакет с разбитым флаконом, чтобы еще раз попросить спасти жизнь ее маленького Моше. К этому времени вернулся хозяин аптеки, он выслушал рыдания госпожи Шерер и предложил ей убирать в магазине после работы, если он просто выпишет рецепт. Не в силах противиться ее мольбам, фармацевт пошел в заднюю часть магазина, чтобы выписать рецепт. Через минуту он вернулся с бледным лицом. «Ангелы следят за вашим сыном», — сказал он ей тоном благоговения и удивления.

По запаху лекарства, впитавшемуся в пакет, он понял, что первоначальный рецепт был заполнен неправильно, и вместо необходимого лекарства миссис Шерер получила лекарство, которое могло быть опасным для жизни. Шокированный тем, что едва не случилась трагедия, он снабдил госпожу Шерер нужным лекарством и даже вернул ей деньги, которые она изначально заплатила.

Моше много раз слышал от матери историю своего чудесного спасения. Она рассказывала ему: «Когда я споткнулась и услышала, как разбилась бутылка, я подумала, что моя жизнь на этом закончилась. Но я не знала, что то, что я считала непоправимым горем, на самом деле было величайшим благословением от Всевышнего».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter