Сказано в Торе (Ваикра 1:1): «И воззвал (Б-г) к Моше». Рабби Йеошуа из Сихнин истолковал этот стих на основании того, что написано в Мишлей (25:7): «Ибо лучше пусть скажут тебе: «Поднимись сюда!», чем если принизят тебя пред знатным…»
Рабби Акива учил это от имени рабби Шимона бен Азая: Отдали́ свое место от того места, которое полагается тебе по статусу на два или три сидения и сядь в более низком месте, пока другие люди не скажут тебе: «Поднимись на место, которое тебе полагается».
[У учеников был порядок, согласно которому они усаживались на урок своего рава рядами в соответствии с уровнем своей мудрости. Рабби Акива обучал своих учеников как им следует себя вести в этом отношении.]
И не поднимайся изначально на высокое место, чтобы тебе не сказали: «Спустись на более низкое место!» И даже когда тебе говорят подняться на более высокое место, которое тебе полагается, не поднимайся на это место сразу, поскольку предпочтительнее, чтобы тебе сказали: «Поднимись», а затем снова сказали: «Поднимись». И подобно этому в обратной ситуации: если тебе сказали спуститься, спустись до необходимого места сразу, чтобы тебе не говорили несколько раз «Спустись».
И так же говорит Гилель: «Моё принижение было моим возвышением, а мое возвышение — это мое принижение». Где мы находим намек на это? Сказано (Псалмы 113:5-6): «Возвышающий сидеть, принижающий видеть».
[И это толкуется так: когда я возвышаюсь в отношении других — это приводит к тому, что я опускаюсь (место моего сидения опускают), а когда я опускаюсь — это приводит к моему возвышению (к тому, что мои достоинства заметны всем).]
И мы находим, что когда Святой, благословен Он, раскрылся Моше из куста, Моше скрывал своё лицо, тем самым показывая, что он не считает себя достойным быть посланником Всевышнего, как сказано (Шмот 3:6): «И закрыл Моше лицо своё». Сказал ему Святой, благословен Он (3:10): «А теперь — иди, и Я пошлю тебя к фараону».
Сказал рабби Элазар: Сказано «лэха» («иди») с буквой «эй» в конце (а не «лех»), и это указывает на то, что Всевышний сказал Моше: «Если не избавишь их ты, другой их не избавит.
[Слово «леха» имеет ещё и значение «тебе», то есть «тебе надлежит их избавить, поскольку ты этого достоин, но не кому-либо другому».]
Когда же евреи находились у Ям Суф (будучи преследуемыми египтянами), Моше стоял в стороне. Сказал ему Святой, благословен Он (Шмот 14:16): «А ты — подними твой посох и простри руку твою над морем и разверзни его». То есть, как бы говоря: «Если море не разверзнешь ты, никто другой его не разверзнет».
Когда евреи расположились станом у горы Синай, Моше стоял в стороне. Сказал ему Святой, благословен Он (Шмот 24:1): «Поднимись…», как бы говоря: «Если не поднимешься ты, никто другой не поднимется».
Когда был возведен шатер откровения, Моше стоял в стороне. Сказал ему Святой, благословен Он: «До каких пор ты будешь принижать себя? Именно ты — тот, кто нужен».
Знай, что это так, поскольку из всех (представителей народа Израиля) речение зайти в шатер было направлено только к Моше, как сказано: «И воззвал (Б-г) к Моше».
[Из всех вышеперечисленных эпизодов в отношении Моше, мы видим, что именно его скромность привела к тому, что он был возвышен.]