Сказано в Торе (Цав 6:2): «Заповедай Аарону и его сынам так: Вот учение о жертвоприношении (всесожжения): Это всесожжение на кострище его на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника будет зажжен на нем».
Рабби Аба бар Каана и рабби Ханан сказали оба от имени рабби Азарьи из Кфар-Хитая: Важность жертвоприношения всесожжения можно понять на примере короля, у которого были два повара. Один из них приготовил ему блюдо; пришел король и отведал его, и пришлось оно ему по душе. Приготовил и второй повар блюдо; пришел король, отведал и его и пришлось ему по душе также и это. И не знаем мы какое блюдо королю пришлось по душе больше. Но когда король говорит второму повару: «Приготовь мне такое блюдо» — поэтому мы знаем, что королю больше пришлось по душе именно оно.
Так принес жертвоприношение Ноах — и было оно приятным Святому, благословен Он, как сказано (Берейшит 8:21): «И воспринял Б-г благоухание».
Принесли жертвоприношение сыновья Израиля — и было оно приятным Святому, благословен Он. И не знаем мы, какое жертвоприношение Ему приятнее. Но так как Он указывает еврейскому народу и говорит им (Бамидбар 28:2): «Повели сынам Израиля и скажи им: Жертву Мою, хлеб Мой, в огнепалимые жертвы Мне, в удоволение Мне, соблюдайте приносить Мне в его пору назначенную» — поэтому мы знаем, что то жертвоприношение, которое принесли сыновья Израиля, Ему приятнее.
И об этом сказано (Малахи 3:4): «И приятен будет для Б-га дар Йеуды и Иерусалима, как в дни древние и как в годы прежние». «Как в дни древние» — как (жертвоприношения, которые еврейский народ принес) в дни Моше. «И как в годы прежние» — как в дни Шломо. Рабби говорит: «Как в дни древние» — как в дни Ноаха; «Как в годы прежние» — как в дни Эвеля, когда не было идолопоклонства.
Рабби Авин привел две притчи (в отношении важности жертвоприношения всесожжения): король восседал на своем кресле и принесли ему его слуги первое блюдо, отведал он его и пришлось оно ему по душе, и начал король вытирать (т.е. доедать) то, что осталось в его тарелке. И об этом сказано (Псалмы 66:15): «Всесожжения тучные вознесу Тебе». Всесожжения («мехим») названы так, поскольку имеются в виду такие жертвоприношения, которые подобны блюду, остатки которого король вытирает («мамхэ») из своей тарелки.
[Под первым блюдом в данной притче имеется в виду жертвоприношение всесожжения, которое евреи принесли первым, и которое первым упомянуто в Торе — РАДАЛ в примечаниях к «Эц Йосеф».]
Рабби Авин привел другую притчу: король шел по пустыне и добрался до первого сторожевого шалаша, попил там, поел, но на ночлег не остался. Дошел король до второго сторожевого шалаша, поел там, попил и остался на ночлег (тем самым показав, что второе место ему более по душе, чем первое).
Подобно этому и в отношении жертвоприношения всесожжения: тем, что Всевышний повторяет и говорит: «Вот учение о жертвоприношении всесожжения: Это всесожжение на кострище его на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника будет зажжен на нем» — этим Он показывает особую значимость, которую для Него имеет это жертвоприношение.
Также из сказанного «Это всесожжение на кострище его на жертвеннике всю ночь до утра» учится, что это жертвоприношение должно быть сожжено полностью.
До сих пор — «Ваикра раба» 7:4…
Наш мидраш объясняет, что особое достоинство жертвоприношения Эвеля заключалось в том, что в его дни еще не существовало идолопоклонства. И необходимо понять: ведь Эвель принес жертвоприношение во имя Небес, а если так, то в чем был бы недостаток, если бы он принес его тогда, когда идолопоклонство уже существовало? Как наличие идолопоклонства может ухудшить жертвоприношение, приносимое во имя Небес?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что в отношении принесения жертвоприношений существуют два аспекта:
1) Сблизить людей со Всевышним и спустить изобилие свыше.
2) Отдалить людей от идолопоклонства, как написал РАМБАМ («Путеводитель заблудших» 3:32): «И был (среди идолопоклонников) известный обычай в мире — приносить в их капищах различные типы животных… и оставил Всевышний эти практики, однако установил, чтобы они приносились не вымышленным силам и творениям, в которых нет истины, а лишь Его Имени… и заповедовал нам построить Ему святилище… и чтобы жертвоприношение было Ему».
И несмотря на то, что во время, когда существует идолопоклонство, необходимо сделать всё возможное, чтобы устранить зло, в том числе и посредством принесения жертвоприношений, тем не менее, для Святого, благословен Он, более желанно приношение, которое приносится только лишь с намерением приблизиться к Нему и спустить в мир изобилие свыше.
Отсюда проистекает большая важность жертвоприношения Эвеля: поскольку в его дни ещё не существовало идолопоклонства, его намерением было приблизиться ко Всевышнему и спустить изобилие в мир, поэтому мидраш привел в отношении него стих из книги пророка Малахи (3:4): «И приятен будет для Б-га дар Йеуды и Иерусалима, как в дни древние и как в годы прежние». И сказали: «Как в годы прежние» — как в дни Эвеля, когда ещё не существовало идолопоклонства.