27 Сивана 5782 года, первый день недели, гл. Корах | 2022-06-26 06:29

«И было на восьмой день...»

Вышеприведенные вариации на тему семерки можно объяснить на основе утверждения еврейского мистического учения Каббалы, что все явления в мире порождаются семью божественными сфирот, которым в душе человека соответствует семь основных эмоций.

9606 (3)
«И было на восьмой день...»
«И было на восьмой день...»

Это был восьмой день после начала обучения священнослужителей храмовой службе, которая продолжалась семь дней. Число семь столь часто упоминается в ТАНАХе в еврейской традиции вообще, что поневоле обратишь на него внимание.

Семь дней творения. Семь лет цикла «шмиты». Семь «шмит», завершающиеся так называемым юбилейным годом. Семь дней праздника Песах. А через СЕМЬ недель после Песах — праздник дарования Торы, Шавуот. Осенью в семидневный праздник Суккот евреи потрясают пучком, состоящим из одного пальмового листа, лулава, трех миртовых веточек и двух веточек ивы. Плюс этрог — итого семь. В последний, седьмой день Суккот, называемый Ошана Раба, молящиеся семь раз ходят кругом по синагоге с пучками ивы в руках. В праздник Симхат Тора семь раз танцуют со свитками Торы. В каждую субботу к чтению недельной главы вызывают семь человек. Это в синагоге. А в быту... Появлению человека на свет предшествует бракосочетание его родителей, при котором невеста семь раз кружит вокруг своего избранника, чтобы закружить ему голову, если она не успела сделать это ранее — шутят в народе, затем произносятся семь благословений, и торжества продолжаются семь дней. Супруги свято соблюдают законы семейной чистоты, включающие правило семи так называемых чистых дней. Родив сына, женщина минимум семь дней ритуально не чиста. Жизнь человека согласно Талмуду (трактат «Авот» гл. 5) проходит 14 последовательных периодов: по истечении первых семи, достигнув 30-летия, он наиболее развит физически, затем следуют семь стадий развития духовного.

А когда заканчивает человек свой жизненный путь, о нем семь дней скорбят близкие.

Впрочем, и вроде бы нейтральная в религиозном отношении природа явно неравнодушна к числу семь. Например — семь ладовых ступеней в европейской музыке, семь цветов радуги. А не удивительно ли, что во всем мире так прочно закрепилась семидневная неделя, несмотря на многочисленные попытки заменить ее десятидневной, пятидневной или шестидневной.

Вышеприведенные вариации на тему семерки можно объяснить на основе утверждения еврейского мистического учения Каббалы, что все явления в мире порождаются семью божественными сфирот, которым в душе человека соответствует семь основных эмоций.

Однако вернемся к нашей недельной главе «Шмини», что значит «восьмой». Мидраш рассказывает, что в день сотворения человека божественное присутствие явственно ощущалось в материальном мире. Вследствие греха Адама Б-г как бы отдалился от земли. Последовавшие грехи сынов человеческих еще более огрубили материальный мир, еще более затруднили восприятие человеком божественного. Затем праведники, начиная с Авраама, стали приближать людей к Создателю. Седьмым праведником был Моше. Именно ему удалось вернуть божественное присутствие на землю. Это выразилось в создании первого в истории Храма для Единого Б-га, Создателя и Властелина вселенной. Первым Храмом стал переносный шатер для богослужений, об изготовлении которого подробно рассказывается в последних пяти главах книги «Шмот», иначе книги Исхода. Следующая книга «Ваикра» начинается предписаниями относительно храмовых жертвоприношений, после чего рассказывается о посвящении Моисеева брата, Аарона, и его сыновей в священнический сан. Семь дней они обучались храмовой службе, после чего наступил день освящения Храма, главная тема нынешней недельной главы: «И было на восьмой день...»

Если число семь означает полный цикл, то восемь — это начало новой, значительно более высокой ступени. Как говорится в комментарии «Кли Якар»: «Семь – это будни, восемь — святость».

Так после семи дней праздника Суккот наступает праздник восьмого дня, Шмини Ацерет, в который эмоциональное напряжение предыдущих праздничных дней переходит в безудержное торжество Симхат Тора. И заповедь обрезания, означающая вступление новорожденного в союз со Всевышним, исполняется именно на восьмой день. И если «кинор» (музыкальный инструмент), на котором играли в прошлом левиты, был семиструнным, то «кинор» эпохи Мошиаха, как утверждает Талмуд, будет иметь восемь струн.

Числовая символика в иудаизме, разумеется, не ограничивается приведенными числами. В ночь пасхального седера поется песня «Эхад ми йодеа», в которой каждое число от одного до 13-и соотносится с определенным понятием или явлением в еврейской традиции: один — Б-г, две — скрижали завета и т. д. Кстати, несчастливых чисел у евреев нет. Например, 13. Всевышнему в Торе приписывается 13 атрибутов милосердия, а 13-й день рождения сына отмечается в еврейских семьях особенно торжественно, как день совершеннолетия «бар-мицва».

Опубликовано: 13.04.20043
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter