Сказано в Торе (Ваикра 11:2-3): «Вот (существо) живое, какое вы будете есть, из всего скота, что на земле: Всё, что имеет копыто и расщепляет (надвое) копыта, жует жвачку из скота, — такое ешьте».
[Два данных стиха Торы на первый взгляд говорят об одном и том же. Если сказано «такое ешьте», зачем изначально говорится «какое вы будете есть». Мидраш объяснит, что слова «вот (существо) живое, какое вы будете есть» говорят не о законах кашрута, а о чём-то другом. О чём? Сейчас узнаем.]
Об этом сказано в Мишлей (30:5): «Всякое слово Б-га чисто; Он — щит уповающим на Него». Сказал Рав, что заповеди были даны Израилю только для того, чтобы очистить людей. И почему так? Поскольку сказано: «Щит уповающим на Него». Сказал рабби Юдан сын рабби Шимона, что в будущем для праведников Всевышний устроит битву между гигантским быком (см. Йов 40:15-24, Псалмы 50:10) и левиафаном (см. Бава Батра 74б), и каждый, кто не видел сражение животных (с целью забавы), которые устраивают народы мира в этом мире, удостоится видеть его (т.е. такого рода состязание) в мире будущем. В итоге бык проткнет левиафана своими рогами и разорвет его, а левиафан пронзит быка своими плавниками и рассечет его.
А мудрецы говорят: разве это допустимый убой (шхита)? Ведь учили в Мишне (Хулин 2а и 15б): Все делают убой и посредством всего, кроме серпа, пилы и зубов [на челюсти животного] (поскольку их режущая поверхность не гладкая), так как они удушают.
Сказал рабби Авин сына Кааны, что так сказал Святой, благословен Он: «Новое учение от Меня выйдет, новое постановление».
Сказал рабби Берехья от имени рабби Ицхака, что в будущем Святой, благословен Он, сделает для праведников, своих служителей, грандиозную трапезу, и каждый, кто не ел некошерное мясо в этом мире, удостоится насладиться ею. Об этом сказано (Ваикра 7:24): «А тук падали и тук растерзанного может использоваться для всякой работы, но есть, употреблять его в пищу, не должны вы его».
[Почему сказано «есть», если сказано «употреблять его в пищу»? Ведь достаточно было сказать, что нельзя употреблять его в пищу. Это учит нас, что речь идёт о некоем особом употреблении в пищу, а именно, как далее говорит Мидраш, трапезе праведников.]
И это для того, чтобы в будущем вы удостоились получить удовольствие от трапезы, которую устроит Всевышний. Поэтому Моше предупреждает еврейский народ и говорит: «Вот (существо) живое, какое вы будете есть» (сообщая в этих словах не о законах кашрута, о которых он скажет далее, а о трапезе, которую в будущем для праведников устроит Святой, благословен Он).
До сих пор — «Ваикра раба» 13:3
Согласно ряду комментариев, слова Мидраша о битве между быком и левиафаном не следует понимать буквально.
Несомненно, два этих создания и битва, которая между ними произойдет, намекают на высокие духовные вещи. Комментаторы предлагают различные пути понимания того, что имеется в виду в словах Мидраша.
«Шем ми-Шмуэль» объясняет, что бык и левиафан указывают на два основных качества — любовь и страх, которые, обычно, связывают с правой стороной и левой, подобно тому, как сказано (Сота 47а): «Правая рука приближает, а левая отталкивает».
Бык («шор а-бар») намекает на страх перед Всевышним, поскольку в вышней колеснице бык находится с левой стороны (см. Йехезкель 1:10). А левиафан намекает на качество любви, и само это слово происходит от корня, который означает связь, близость, как сказано (Берешит 29:34): «Ныне, на сей раз прильнет („йилавэ́“) мой муж ко мне».
На первый взгляд два эти качества являются противоположными друг другу, и между ними будто существуют вражда и столкновение. Однако в будущем, когда раскроется божественный свет единства Всевышнего (см. Зхарья 14:9), два эти качества соединятся друг с другом, сольются воедино и включатся в тот простой свет, в котором нет распрь и противоречий — свет, который будет светить в мире и душе человека.
Божественный свет, который раскроется в будущем, устранит все причины разногласий и разобщенности: как в качествах человека, так и во взаимоотношениях людей друг с другом, когда явно раскроется то, о чём сказано: «Ты один и имя Твоё — одно». Да произойдет это вскорости в наши дни. Амен.
Есть также объяснение Алтер Ребе в «Ликутей Тора», что эта битва служит примером для нашей борьбы со злым началом во время изгнания. А Любавичский Ребе пишет об этой трапезе в буквальном смысле и завершает свои слова пожеланием: «И единственная вещь, которой нам не хватает, заключается в том, что еврей, открыв свои глаза, должен увидеть, что все уже готово для Освобождения! Что уже есть накрытый стол, что есть уже Левиафан и бык, и евреи уже сидят вокруг стола… Всевышнего».
Да удостоимся увидеть это своими глазами!