Написано в нашей главе Торы (12:2): «Если женщина зачнет и родит мальчика». И сказали наши благословенной памяти учителя (трактат «Брахот» 60а, «Нида» 31а): «Когда женщина испускает семя первой, рождается мальчик, а когда мужчина испускает семя первым, рождается девочка».
Это удивительное утверждение. Философы с большим трудом пытались объяснить это так: когда женщина испускает семя первой, то мужская капля семени поступает последней и впоследствии рождается мальчик, а когда мужчина испускает семя первым, то женская капля семени поступает последней и впоследствии рождается девочка.
Но на самом деле трудно объяснить так в отношении слов «женщина испускает семя первой», ведь из них следует, что именно из семени женщины происходит зачатие мальчика, а не оттого, что мужчина испускает семя последним и т.д.
И еще, ведь сказали наши учителя в конце третьей главы трактата «Нида», что в отношении Дины сказано «дочь Яакова»… А в отношении всех других детей написано «сыновья Леи», так как если женщина испускает семя первой и т.д. Тогда понятно, что именно от женщины рождается мальчик. И умному этого будет достаточно.
И идея такова, что мальчик соответствует аспекту «доброты» («хесед»), как сказано (Псалмы 98:3): «Вспомнил Он доброту Свою», а девочка соответствует аспекту «строгости» («гвура»), как сказано: «закон государства — закон» [государство («малхут») — женский аспект, а закон («дин») — строгость]. Еще о Саре сказали наши учителя, что когда ангелы сообщили ей, что она вскоре родит мальчика, то у нее появились месячные — это аспект строгости. Также Авраам сказал Саре принести гостям муку тонкого помола, а она принесла обычную муку. Поэтому сказали наши учителя, что женщина более скупо относится к гостям, чем мужчина.
И вот, для появления зародыша нужно семя обоих, как сказали наши учителя: «Белок от отца, от которого кости, сухожилия и мозг и т.д., а кровяные тельца от матери, от которой кожа, плоть...». И на первый взгляд это удивительно — как могут объединиться эти два влияния, ведь доброта и строгость являются противоположностями, и ведь вода тушит огонь. Но объяснение такое: известно, что каждая из десяти сфер включает в себя все остальные. И в добре есть как «добро в добре», так и «строгость в добре» и т.д. И также в строгости есть как «доброта в строгости», так и «строгость в строгости». Как объясняется в отношении отсчета Омера, что есть семь атрибутов, каждый из которых включает в себя семь.
Вот пример этому: когда отец наказывает непослушного сына, он делает это из любви, чтобы сын вернулся ко Всевышнему и начал заниматься изучением Торы. Несмотря на это, наказание является страданием в буквальном смысле и это «строгость в доброте». И об этом сказано (Мишлей 3:12): «Ибо кого любит Всевышний, того наказывает». И, наоборот, «доброта в строгости» — это мать, которая ведет себя по отношению к сыну с чрезмерной добротой, но это совсем не для его блага.
Когда происходит совокупление, отец (доброта) передает свой атрибут строгости, а мать (строгость) передает свой атрибут доброты, поэтому они могут объединиться вместе. Но если бы отец передавал «доброту в доброте», а мать — «строгость в строгости», то тогда они не смогли бы вообще по-настоящему объединиться.
Теперь можно также понять приведенные выше слова мудрецов: «Когда женщина испускает семя первой, то рождается мальчик», ведь ее влияние передается именно из доброты, поэтому она рождает мальчика, который соответствует аспекту доброты, а если мужчина испускает семя первым, то рождается девочка, ведь его влияние происходит из аспекта строгости. И тогда слова из Торы можно понять в простом смысле, что когда женщина зачинает, она рождает с помощью этого действительно мальчика, а не так, как объясняли философы, что это происходит из-за того, что семя мужчины попадает в конце и т.д., что совершенно не соответствует смыслу этих слов Торы…