Два вида злословия

23.04.2009 4990 (2)
Источник: «Ликутей Сихот» том 22, стр. 65-69
Два вида злословия
Два вида злословия

В нашей главе Торы «Тазриа» мы читаем о человеке, который заболел «проказой». Но вот какая странная вещь! Рассказывая об этой болезни и излечении от нее, Тора называет прокаженного АДАМ (человек): «Человек, если будет на коже тела его…» Но ведь слово АДАМ является самым высоким по отношению к человеку, тогда почему это же слово используют, говоря о прокаженном? Ведь проказа, несомненно, проявление самой страшной нечистоты и, по мнению наших мудрецов, «прокаженный считается как мертвый».

Алтер Ребе объясняет, что, хоть это и может показаться странным, именно тот, кто находится на высоком духовном уровне, более восприимчив к этому страшному заболеванию. Проказа, о которой говорится в Торе, не является болезнью внутренних органов, она наносит ущерб лишь поверхности тела человека, его коже. Это свидетельствует о том, что внутренний мир человека при этом заболевании остается совершенным, и возникшая проблема существует только во внешнем проявлении.

Поэтому, рассказывая о прокаженном, Тора подчеркивает, что это АДАМ, человек, находящийся на высоком духовном уровне.

В наше время такого заболевания не существует. Дело в том, что в этих поколениях нет людей, находящихся на таком высоком уровне. Зло проникло в людей слишком глубоко и поэтому не вызывает проказы на коже.

Но остается еще один вопрос. Проказа ведь является наказанием за злословие, которое присуще людям недобрым, завистливым, злобным, т.е. таким, которых можно назвать средоточием дурных качеств. Когда один человек ненавидит или завидует другому, он злословит о нем. Недобрые слова наносят ущерб людям, так разве можно сказать, что злословящий — это человек, достигший внутреннего совершенства?

На самом деле есть два вида злословия. Первый из них — это именно то злословие, которое является следствием нехороших качеств человека. Во втором же случае речь идет о ненамеренных речах, не вызванных ненавистью, злобой или завистью.

Рассказывая о запрете злословить, РАМБАМ напоминает нам историю с Мирьям, сестрой Моше. Он привлекает наше внимание к тому факту, что иногда люди злословят без задней мысли. Это происходит не из-за того, что они полны зла, ведь Мирьям, говоря о Моше, не имела в виду ничего плохого, наоборот, она беспокоилась о нем, даже подвергала себя опасности, спасая его. И сам Моше не сердился на нее, но, тем не менее, за свои речи она была наказана.

Даже подобное злословие второго вида, при своей кажущейся незлонамеренности, влечет человека в отрицательную сторону. Несмотря на то, что это лишь поверхностные речи, они способны столкнуть человека с его положительной позиции. Поэтому за них следует суровое наказание, но только на внешнем уровне. Это нужно, чтобы предостеречь нас от подлинного злословия, от тех злых слов, которые способны причинить вред другим людям и увести с праведного пути того, кто их произносит.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter