В начале недельной главы «Мецора» (прокажённый) разбираются законы проказы. Прокажённый олицетворяет собой отдаление от святости и поэтому постановила Тора: «В одиночестве от стана будет сидеть».
РАШИ [по комментариям мудрецов] объясняет, почему постановлено, что прокажённый будет сидеть в одиночестве: «Чем эта ритуальная нечистота отличается от других? Так как в этом случае (наказанный) своим злым языком разделил между людьми, то пусть и его отделят (от других)».
Язва проказы появляется в наказание за злоязычие, как на это намекает название «мецора» (слово «мецора» (прокажённый) состоит как-бы из двух слов «моци ра» (выносящий зло)), раскрывающий и распространяющий зло о ближних. Тяжесть этого греха в том, что злоязычие находится в полной противоположности святости. Святость — это единство и поэтому если человек связан с противоположным поведением, с раздором и руганью, то ему нет места в святом стане Израиля.
И как же прокажённый может ритуально очиститься? Говорит Тора: «И приведут его к коэну». Выражение «приведут» означает, что приведут даже против его желания. Есть в этом намёк, что в конце концов все евреи совершат раскаяние. И даже тому, кто был вытеснен из стана Израиля, Всевышний обещает, что рано или поздно его вернут даже через «не хочу», к «коэну» — к святости.
Но далее следуют вещи, которые на первый взгляд противоречат друг другу. Сразу после этого («И приведут его к коэну») Тора говорит: «И выйдет коэн из стана». И вот это требует объяснения; грешник приводится к святости или святость к грешнику?
Отвечает Ребе Король Мошиах, что обе эти вещи правильные. С одной стороны есть обещание Всевышнего пробудить сердце каждого еврея и вернуть его к Торе и к святости. Но если это происходит против желания еврея, то в таком раскаянии отсутствует очень важный элемент. Всевышний желает, чтобы раскаяние еврея было искренним, всем его нутром, всей душой и по собственному желанию.
И вот здесь Тора намекает, что после первого этапа раскаяния — «И будет приведен он к коэну», наступает следующий этап: «И выйдет коэн из стана». «Очищение прокажённого» [что намекает на раскаяние всех евреев] будет вначале посредством того, что Всевышний «притянет» его к Себе таким образом, что у еврея не будет возможности сопротивляться этому. Но после этого еврей должен будет сам вернуться к Всевышнему, своими силами и своим желанием, без всякого принуждения.
«Принуждение» проявляется в раскрытии большого Б-жественного света, который человек ещё не готов принять. И поэтому создаётся впечатление, что его возвращение к святости принуждённое; ведь пока что у человека нет возможности принять это раскрытие своим разумом и чувством и он (еврей) тянется за этим светом как бы без всяких разумных мыслей.
Но после того, как еврей при помощи этого огромного света будет вытянут из духовного «болота», начинается состояние, когда Б-жественный свет как бы спускается и приближается к человеку. Всевышний сжимает этот свет и подстраивает его огромное свечение таким образом, чтобы еврей смог принять его своим разумом и своими чувствами и тогда еврей меняется всей своей сущностью и внутренним миром. Тогда он возвращается ко Всевышнему глубоким раскаянием и теперь раскаяние это происходит из ощущений и чувств самого еврея. Сила такого раскаяния приводит не только к стиранию грехов, но и сами грехи превращаются в заслуги!