18 Швата 5782 года, пятый день недели, гл. Итро | 20-01-2022 04:25

Авраам — отец свободы

Народ начал драться. Это сейчас мы знаем умные выражения типа «когнитивный диссонанс», а тогда сразу пошла потасовка. Башня загубила множество строителей, но новые лезли, как муравьи...

1610 (0)
Авраам — отец свободы
Авраам — отец свободы

Дорогие друзья! Мы с вами уже несколько недель заняты анализом текстов из Торы. Давайте сделаем вступление к новой — третьей — главе Торы. Третья глава посвящена в основном Аврааму (основателю еврейской веры и вообще монотеизма, то есть авраамических религий). «Иди» — таково ее название. От Ноаха до Авраама прошло 10 поколений.

Когда Ноах отправлял на разведку ворона — высмотреть, подсохла ли земля вокруг и можно ли высаживать на сушу все семейство — ворон обиделся, что его таким образом «сливают» и просто уплывут дальше без него. А вот голубка слетала дважды и вернулась наконец с доброй вестью, с оливковой веточкой в клюве. Значит, кое-что уже растет, зеленеет, можно выходить, почва обнажилась!

Горькими были на вкус листочки оливкового деревца. Есть и на этот счет толкование: пусть мой заработок в жизни будет не сладким, но зато своим, отсюда идея — избегать попрошайничать и пользоваться чужим. Это мы учим от того голубя, что Ноах запускал.

А дальше — еще интереснее. Описано депрессивное состояние Ноаха, увидевшего испорченную почву, неполноценность ее ранее такого плодоносного слоя… Ноах был в такой печали, что к нему тут же подкатился Сатана (который почему-то избрал его своей жертвой и напарником по выпивке) и говорит: «Сообразим на двоих!»

Ноах возразил — нет вина, мол. Сатана сразу направил его в складские помещения ковчега, где имелись образчики всех культур и в том числе виноградные саженцы. Он тут же воткнул саженец в землю, мгновенно было произведено вино и — Ноах стал пить. Пил он несколькими, так сказать, аккордами и на последнем этапе уже был похож на свинью (сначала был также ягненком, львом, обезьяной). А его сын Хам как раз обозрел бескрайние пространства и прикинул в уме, что наследников у отца трое, и вдруг еще сыновья появятся? Поди знай! И как делить потом? И началась «борьба за раздел и передел мира», как писали советские учебники истории. Жилищный вопрос испортил не только москвичей.

Хам (один из сыновей Ноаха) посмотрел на беззащитное положение отца, которого Сатана так основательно напоил, и воспользовался тем, что никого рядом не было, взял да и оскопил предка. Еще он там кое-что сделал, но оставим это для жареных новостей уголовной хроники. А то вдруг нас дети читают.

Так или иначе — Шем и Яфет ужаснулись, быстро прикрыли наготу отца и понесли его в скорую помощь. А Хам был теперь навеки проклят. Из его сынов вышли те самые ханаанские народы, которые населяли Землю Израиля (Землю Ханаанскую) до передачи ее в руки евреев.

Так что становится понятным, за что конкретно были прокляты потомки Хама и почему их земли отошли к более верным детям Ноаха.

Далее, Ноах декларирует принятие 7 заповедей, а еще до этого строит жертвенник Г-споду. Дальнейшие его странствия включают другую высокогорную точку — уже не Арарат, а… Цфат. В Цфате имеется пещера Шема и Эвера, то есть сына и внука Ноаха, через которых пошла основная ветвь традиции морали и духовности. Эта пещера пару раз обваливалась, но она существует и даже пригодна для посещения и сейчас. Ей три тысячи лет.

Мы примерно представляем себе, что происходило в течение последующих веков: народы плодились, множились, снова забывали Всевышнего, скармливали своих детей, а иногда и своих престарелых родителей идолам, например, ненасытному огненному Молоху, и вскоре наступило то же противостояние, что и прежде: один-единственный Авраам, посвященный — против целой оравы людей беспамятных, людей непосвященных.

Они строили Вавилонскую башню, а он, сорокалетний, как раз проходил мимо. Он им крикнул, чтобы перестали доставать Всевышнего своим эксклюзивным небоскребом. Они в ответ насмешливо назвали его бесплодным мулом (у Авраама, как мы помним, долго не было детей) и посоветовали не вмешиваться в их великий проект.

Авраам более не настаивал, а между тем строители Вавилонской башни неожиданно испытали на себе некий эффект «сбоя в компьютере». В их головы зашел вирус. Они забыли единый язык и заболтали на множестве наречий. Один перестал понимать другого, что, как вы понимаете, при строительстве высотного объекта является критическим моментом.

— Давайте раствору! — кричали сверху.

— Вот вам еще кирпичики, — отвечали снизу.

— А сдались мне кирпичики? Мне раствору, вы издеваетесь, что ли? Получайте этим кирпичиком по голове! — орали верхние.

Представьте себе: в русском языке слово «дай» означает «give me», а на иврите то же самое будет переводиться как «Да хватит уже!!!», а на английском это вообще означает «умри (die!)». То есть поводов для взаимонепонимания было достаточно.

Причем все совершилось мгновенно и безо всякого предупреждения. Народ начал драться. Это сейчас мы знаем умные выражения типа «когнитивный диссонанс», а тогда сразу пошла потасовка. Башня загубила множество строителей, но новые лезли, как муравьи, они же не знали, что это уже не имело смысла — все равно трос кто-нибудь обрежет и ведро с раствором на макушку выльет. Короче, пошел у них мордобой колоссальный, и долго еще не могли успокоиться, переживая внезапное забывание единого языка и видя, что о самых простых вещах уже договориться не могут.

Единственное племя, не забывшее пра-язык, было потомство Шема, сына Ноаха, они же семиты. Они и понесли дальше традицию. Но священный иврит был непопулярен. Как и заповеди. Особенно заповедь Единобожия.

В возрасте 75 лет молодой красивый месопотамец Аврам (тогда еще не АвраАм) и его супруга Сарай (в исторической перспективе будет просто Сара) получили от Г-спода интересный клич и командировку-путевку: «Иди туда не ведомо куда». Они выразили согласие и пошли. Дорога эта привела их в Израиль (тогда — Ханаан).

Но сначала нам необходимо познакомить читателя с деталями тяжелого детства нашего героя. «Деревянные игрушки», вот именно. Они самые. Идолы, выставленные на продажу в магазине его отца.

В семье некоего Тераха рождается сын, Авраам. Царю Нимроду докладывают, что родился его потенциальный противник, и родителям приходится его прятать в подвале. Авраам увидел луну, солнце, небо — впервые, внезапно, когда его заключение кончилось (предположительно в 3 года). До этого он полагал, что еду ему спускает с потолка таинственная веревка, которой он по этой причине и поклонялся. Но вот он открывает для себя солнце! Так вот кто заботился обо мне в подвале, — думает он. Ему было ясно, что благодарить нужно именно это горячее светило! Затем приходит вечер, и он понимает, что власть солнца не вечна. Затем луну прогоняет облако, а его, в свою очередь, отталкивает предутренний ветер. Кто же из стихий сильнее, кто всем управляет, кто все создал? Мальчик начинает познавать мир… Между тем у его отца выгодный бизнес — продажа фигурок идолов народонаселению Месопотамии.

Авраам разбивает их, что является противным «политике партии», и отец передает его для казни царю Нимроду. Царь приказывает бросить его в пылающую печь. Он выходит оттуда живым. Его брат, Аран, тогда тоже принимает решение провозгласить Единобожие. Он увидел, что это логично и выгодно — ведь Б-г спасает и прославляет тебя в ответ. Его бросили в печь, но чуда не случилось. Он сгорел.

Вопрос: была ли в вашей жизни ситуация, когда вы выжидали и раздумывали — стоит ли проявить принципиальность или нет? Окупается ли она? И в итоге проявляли ее, но было уже поздно? Победа была уже достигнута чужими руками…

Вот такие раздумья навевает нынешняя глава книги Бытия.

Опубликовано: 08.11.2016
Темы: Лех леха
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter