«И также народ, который поработит их, буду судить Я…» (Берейшит 15:14).
Сказанное в нашей строке станет понятным, если сначала дать ответ на вопрос, почему Всевышний наслал на египтян десять казней, а на море ещё больше, ведь то, что евреи будут угнетаемыми — так постановил Всевышний, а египтяне это постановление исполняли. За что же тогда египтянам были посланы казни?
[См. Пасхальную Агаду, где приводятся мнения, согласно которым на море египтяне были наказаны 50, 200, а по одному из мнений и 250 казнями.]
В «Законах раскаяния» 6:5 РАМБАМ пишет, что народы, которые порабощают евреев, наказываются по той причине, что Всевышний не постановил какой именно народ должен порабощать евреев.
(Соответственно, несмотря на постановление, что еврейский народ будет порабощаем, не было постановлено, что порабощать его должны именно египтяне).
И наказание полагается некоему народу именно за то, что этот народ проявил рвение к тому, чтобы притеснить евреев, при том, что этому народу не было сказано, что это должен делать именно он.
Однако РАМБАН и РААВАД не согласны с РАМБАМом, ведь все равно, в итоге, тот, кто исполняет (общий) указ поработить евреев — он подобен исполняющему королевский указ, и конкретно за это его уж точно наказывать не следует. Сам РАМБАН объясняет, что египтяне были наказаны за то, что притесняли евреев сверх положенного, многим больше, чем тот объем труда, который определил Всевышний в своем постановлении в отношении евреев. Согласно мнению РАМБАНа, народы, которые притесняют евреев, наказываются за то, что доставляют евреям больше страданий, чем определил Всевышний.
На основании мнения РАМБАНа, сказанное в нашей строке можно объяснить следующим образом: «И также народ буду судить Я» — имеется в виду, что Всевышний произведет оценку страданий еврейского народа, чтобы определить, превысили ли египтяне меру причинения страданий, которую установил Всевышний, и из сказанного далее следует, что египтяне эту меру превысят (за что и будут наказаны).
Слово «эт», которое подразумевает включение, сообщает о том, что Всевышний произведет суд над египтянами вместе с тем, как произведет суд в отношении евреев (имеется в виду, что оценка того, должны ли быть наказаны, осуждены, египтяне, зависит от того, насколько должны быть осуждены евреи, и, как уже было сказано выше, если египтяне доставят евреям излишние страдания, египтяне будут за это наказаны). Поскольку же эту оценку Всевышний будет производить лично, в своей славе, в строке сказано «Я», ведь только Он знает объем страданий, включенных в постановление, и, соответственно то, что является тем, что данную установленную меру превышает. Всё это в соответствии с подходом РАМБАНа.
[Далее «Ор а-Хаим» даёт собственное объяснение тому, почему народы наказываются за притеснение евреев, несмотря на то, что в отношении наказания евреев есть постановление Всевышнего].
И я считаю правильным то, что те народы, которые нас притесняют, доставляют нам беды и страдания, подлежат за это наказанию. И исследования почему это так — излишни, поскольку народы нас притесняют из-за того, что мы отделяемся от них, а также за то, что мы соблюдаем заповеди Всевышнего.
[«Ор а-Хаим» не согласен с мнением РАМБАНа, согласно которому народы, которые притесняют евреев, «исполняют заповедь», исполняя волю Всевышнего. Наоборот, говорит «Ор а-Хаим», народы притесняют евреев как раз за то, что евреи исполняют волю Всевышнего.]
Сказанное подтверждается тем, что если бы евреи начали поклоняться тельцу и стали с египтянами одним народом, египтяне их более бы не порабощали и стали бы относиться к евреям как к своим братьям. И так же это в отношении любого другого народа, который притесняет евреев. Они делают это не из-за того, что исполняют божественный указ, а из-за того, что мы являемся уделом Всевышнего. И поэтому как можно говорить о том, что египтяне должны быть освобождены от наказания за притеснения евреев, рассматривая египтян как посланников Творца, исполняющих Его волю? Ведь Всевышний постановил (бедствие для еврейского народа) за нарушение даже какого-то одного аспекта Его воли, в то время как народы притесняют евреев за то, что они не нарушают всю Тору, и за то, что евреи не уподобляются другим народам.
Имеется в виду, что поскольку евреи нарушили часть Торы, Всевышний постановил в отношении них немного наказания чтобы они раскаялись, однако народы мира, которые притесняют евреев, приводят к обратному эффекту: к тому, чтобы из-за притеснений евреи пришли к нарушению всей Торы, поскольку тех, кто оставляет свою веру, притеснители оставляют в покое и оказывают им всяческое благо.
Поэтому и сказано: «И также народ буду судить Я», поскольку Всевышний знает помыслы и ухищрения человека, в частности притеснения, которые направлены не на то, чтобы исполнить постановление Всевышнего, которое Он вынес. И проанализировав эти притеснения можно прийти к выводу, что враг преумножает их чрезмерно, поскольку нет большей ненависти, чем той, которая направлена против веры. Поэтому в строке и сказано «также»: имеется в виду, что Аврааму было сообщено о дополнительных мучениях, которые предстоит испытать его потомкам, и рядом с этим сказано: «И после этого выйдут с великим достоянием»: из-за того, что египтяне притесняли евреев не во исполнение указа Всевышнего, тем, что евреи взяли у египтян, они возвратили положенное себе как плату за годы труда под гнетом египтян, и это было возвращением награбленного, как приводится в трактате «Санедрин» (91а) в отношении истории с Гвия бен Псиса, который потребовал с египтян плату за труд евреев за многие годы, когда евреи находились под их порабощением.
В строке также содержится намек на то, что сказали наши мудрецы, благословенной памяти (трактат «Мегила» 29а): «Когда евреи были изгнаны в Египет, Шхина отправилась туда вместе с ними», и это соответствует тому, что написано в Псалмах (91:15): «С ним Я в бедствии нахожусь». И также сказали в мидраше («Ваикра раба» 23:8) в объяснение строки («Шмот» 24:10): «А под ногами Его подобие сапфирового кирпича» — имеется в виду, что в этом видении, которое имело место быть во время Дарования Торы, содержится намек на труд по производству кирпичей, которым были вынуждены заниматься евреи в Египте.
И это то, что имеется в виду в строке, где сказано «и также народ, который они поработят…», а именно, имеется в виду, что (в изгнании) и Всевышний будет «судим», то есть Аврааму было сообщено, что Шхина будет находиться в изгнании вместе с евреями. Этим объясняется и использования слова «также» — в плане распространения дискомфорта от изгнания и на Всевышнего, а также становится понятным почему использованы слова «эт» (в оригинале, подразумевая распространение чего-либо на кого-то) и «Я».