Не успел Авраам прибыть в Ханаанскую землю, как Б-г велел ему покинуть родину, и там начался голод. Авраам вынужден отправиться в Египет, чтобы выжить. Когда они приближаются к Египту, Авраам выражает беспокойство и говорит своей жене Саре: «Теперь я понял, что ты женщина красивой внешности. Когда египтяне увидят тебя, они скажут: „Это его жена!“ Они убьют меня, а тебя оставят в живых. Прошу тебя, скажи, что ты моя сестра, чтобы они отнеслись ко мне благосклонно из-за тебя, и моя жизнь была сохранена благодаря тебе».
У комментаторов Торы возникло много вопросов к этому рассказу. Главный вопрос заключается в том, как Авраам мог подвергнуть свою жену риску, сказав безнравственным египтянам, что она не является его женой. Не было ли это разрешением для них похитить Сару, ведь она, согласно заявлению самого Авраама, была незамужней?
«Зоар» отвечает на этот вопрос и утверждает, что Авраам был уверен, что Сара не пострадает. Он не был столь оптимистичен в отношении своих перспектив и опасался, что его убьют, если узнают правду о том, что он женат на Саре.
Однако мы должны понять, почему он был так убежден, что Сара будет в безопасности, что бы ни случилось, и в то же время сомневался в своих шансах.
На этот вопрос можно ответить, обратившись сначала к другой трудности, которая озадачила комментаторов. Почему именно сейчас? Что имел в виду Авраам, когда сказал Саре: «Теперь я понял, что ты женщина красивой наружности». Как могло случиться, что Авраам не знал этого раньше?
РАШИ рассматривает этот вопрос и дает несколько ответов: 1) Раньше он не замечал ее красоты из-за их скромности. 2) Он понял, что Сара нисколько не утратила своей красоты, несмотря на то, что путешествие обычно негативно сказывается на внешности. 3) Теперь он должен был беспокоиться о Саре, потому что безнравственные египтяне не привыкли к такой красоте.
Каждое из этих объяснений проблематично.
Сложность первого объяснения заключается в том, что нет никакой духовной причины, по которой муж не мог бы видеть красоту своей жены. Зачем Саре закрывать лицо из соображений скромности, даже если она находилась в уединении их дома?
Сложность второго объяснения заключается в том, что Авраам и Сара уже путешествовали: в Харан и из Харана в Ханаан. Разве он не видел, что ее красота не ослабевает, несмотря на их путешествия?
Сложность третьего объяснения РАШИ заключается в том, что Авраам должен был понять это, когда покинул Ханаан и отправился в Египет. Почему же Авраама озарило беспокойство о красоте Сары именно тогда, когда они прибыли в Египет?
Чтобы ответить на эти вопросы и связать их воедино, мы можем предложить другое объяснение действий Авраама.
Мидраш находит параллели между Сарой и королевой Эстер. Одно из повествований об Эстер может пролить свет на Сару. В Книге Эстер описывается, как Эстер готовилась к встрече с Ахашверошем и умоляла его отменить указ злого Амана об уничтожении всего еврейского народа. «И было на третий день, и облеклась Эстер в королевскую одежду».
Талмуд («Мегила» 15а-б) спрашивает, что здесь следовало сказать «королевские одежды». Сказал р. Элазар от имени р. Ханины, что она была одета в Божественный дух.
Далее Талмуд описывает, что произошло после ее входа во дворец. Как только она достигла покоев идолов, присутствие Всевышнего (Шхина) покинуло ее. Тогда она воззвала: «Б-г мой, Б-г мой, почему Ты оставил меня?»
Из продолжения повествования Талмуда становится ясно, что Шхина вернулась к ней, что привело к поражению Амана и спасению еврейского народа.
В хасидском труде «Шем ми-Шмуэль» объясняется, что тьма идолопоклонства настолько грозна, что обычный духовный свет не может ее рассеять. Поэтому, когда Эстер проходила через палату идолов, Шхина покинула ее. Однако в ответ на ее молитву в Эстер в конце концов влилась дополнительная мера святости, которая породила такую мощную силу, что она пронзила тьму идолопоклонства.
Теперь мы можем вернуться к заботе Авраама о красоте Сары, когда они вошли в Египет. Авраам знал, что красота его жены была проявлением ее духовной красоты. Как говорит Соломон: «Прелестная внешность — ложь, красота — суета, богобоязненная женщина — она будет восхвалена». Ребе приводит объяснение, что когда женщина богобоязненна, ее можно хвалить и за физическую красоту, потому что ее физическая красота — это проявление ее внутренней духовной красоты.
Авраам знал, что ее физическая красота — это проявление присутствия Всевышнего, почивающего на ней. Однако, придя в Египет, где царили идолопоклонство и безнравственность, Авраам почувствовал, что Шхина отошла от него, и забеспокоился об их безопасности. Но когда он увидел, что Шхина не отходит от Сары, то понял, что ее святость настолько сильна, что побеждает даже идолопоклонство и безнравственность Египта.
Авраам был уверен, что Сара не пострадает, потому что, как и ее потомок Эстер, она будет защищена присутствием Всевышнего, которое покоится на ней. Авраам не был так уверен в себе, потому что Шхина действительно отошла от него и сделала его уязвимым.
Теперь мы можем вернуться к трем объяснениям РАШИ, почему Авраам сказал: «Теперь я понял, что ты женщина красивой внешности». Как могло случиться, что Авраам не знал этого раньше?
Первый ответ РАШИ заключается в том, что раньше он не замечал ее красоты из-за их скромности. Можно предположить, что РАШИ имел в виду не только то, что из-за ее скромности Авраам не знал, что Сара красива. Скорее, он понял, что ее красота была не только физической, но и проявлением ее духовной красоты, которая была результатом ее скромности. Таким образом, он рассудил, что, в отличие от него самого, она будет неуязвима для любой угрозы.
Вторая причина, которую приводит РАШИ, заключается в том, что он понял, что Сара нисколько не утратила своей красоты, несмотря на негативное влияние путешествий на внешность человека. Возможно, под путешествием здесь подразумевается движение, физическое или духовное. Аврааму было известно о духовном упадке, который испытывает человек во время путешествия, особенно когда он покидает Израиль и спускается в Египет. Авраам понял, что, несмотря на их путешествия, которые должны были снизить их духовное состояние, Сара осталась такой же внешне, а значит, и внутренне красивой.
И третье объяснение РАШИ, что Авраам понял: «Теперь настало время, когда я должен беспокоиться о твоей красоте, потому что безнравственные египтяне не привыкли к такой красоте». И тогда он увидел, как уже говорилось выше, что, несмотря на духовные последствия пребывания в Египте, это не уменьшило ни ее физической, ни духовной красоты.
Из этого можно сделать три вывода: 1) Что египтяне захотят взять ее из-за ее физической красоты. 2) Поэтому жизнь Авраама была бы в опасности, если бы они узнали, что он ее муж. 3) Что сама Сара была неуязвима, потому что ее физическая красота была знаком того, что она пользовалась защитой Творца.
Мишна («Недарим» 66а) приводит слова рабби Йишмаэля: «Еврейские дочери красивы. Бедность может (временно) лишить их красоты». Определение бедности здесь можно понять и на духовном уровне, как метафору условий изгнания, когда наша духовная красота не отражается на физическом плане, потому что Шхина больше не покоится на нас, как в те времена, когда у нас был Иерусалимский Храм.
Когда мы воскликнем, как Эстер: «Почему Ты оставил нас» и потребуем прекратить изгнание, это придаст силу нашей внутренней красоте, которая сделает нас устойчивыми к угрозам со стороны наших врагов и приблизит приход Мошиаха, когда наша внутренняя красота полностью раскроется.