ПУРИМ

Авраам — первый еврей и Тора

28.10.2006 12843 (13)
Источник: «Двар Малхут», гл. «Лех леха» 5752
Авраам  — первый еврей и Тора
«Уходи со своей родной земли»

В недельной главе Торы «Лех леха» есть нечто особенное: эта глава рассказывает о первом еврее в мире — праотце Аврааме, о повелении Всевышнего: «Уходи со своей родной земли», о союзе между рассеченными частями животных и об обещании дать в наследство потомкам Авраама Землю Израиля. С этого начинается рассказ Торы о первом еврее, к тому же, в этой главе отражено общее содержание Торы и иудаизма.

Со времен Авраама начался и новый период в мире: 2000-летний период Торы. Первые 2000 лет со времен создания мира наши мудрецы назвали 2000 годами хаоса, а теперь (в частности, с указания «Лех леха») началась подготовка к дарованию Торы, так как уже с того времени начались «годы Торы».

Слово «Тора» (תורה) происходит от слова «ораа» (הוראה) — указание, учение. И это не случайно. Ведь все, написанное в Торе, является указанием на все времена для каждого из нас. Читая Тору, мы знаем, как себя вести в нашей повседневной жизни, как поступать в том или ином случае. И, особенно, в субботу, когда мы читаем эту недельную главу, все «оживает» вновь. Тора снова нас учит, ибо, как мы знаем, все, написанное в ней, актуально во все времена. Следовательно, те события, о которых рассказывается в нашей недельной главе, должны научить нас чему-то в практическом плане, а не просто «рассказать» о том, что случилось с Авраамом.

Подождите, еще не все получили!

Тору мы получили уже давно, и с тех пор мы учим ее много лет. Если так, то почему же мы можем учить и принимать к действию СЕГОДНЯ то, о чем рассказывается в недельной главе, посвященной ПОДГОТОВКЕ к получению Торы? Особенно, если учесть, что удвоение слов «Лех леха» указывает на движение вверх, при котором каждая последующая ступень неизмеримо выше предыдущей.

Частичный ответ на это скрыт в благословении, которое мы произносим каждый день: «Благословен Ты, Всевышний, дающий Тору». Почему мы говорим «дающий» в настоящем времени, а не говорим «дал» в прошедшем? Потому что каждый день мы получаем Тору заново, на все более и более высоком уровне! И к этому получению готовиться также необходимо на все более и более высоком уровне, на уровне «Лех леха». И это постоянное поднятие, как в подготовке, так и в постоянном получении, будет продолжаться до того, как «новая Тора из меня выйдет», то есть, до получения Торы Мошиаха, которая раскроется нам при полном и настоящем Освобождении!

Это же касается и продолжения нашей главы о том, как Авраам шел по Земле Израиля. Наши мудрецы рассказывают, что в этом его походе (и, особенно, в обещании Всевышнего «Твоему потомству дам землю эту») нам была предназначена Земля Израиля. Если так, то, что же мы учим сегодня из истории, которая уже произошла? Мы уже получили землю, что можно еще учить и принимать к действию?

Но глубоко вдумавшись в благословение Всевышнего, произнесенное во время союза, заключенного между рассеченными (частями животных), мы поймем, что оно учит нас тому, что мы еще не получили всей обещанной нам земли. Всевышний пообещал Аврааму землю, на которой тогда проживали 10 народов (хетты, эмореи, призеи), но за все это время мы получили земли только 7 из 10 народов. А землю, которая была под властью кинеев, книзеев и кадмонеев, мы до сих пор не получили, и получим только после прихода Мошиаха.

Значит, нужна еще подготовка?

Получается, что сейчас мы еще не в идеальном состоянии: ни в том, что касается получения Торы, ни в том, что касается получения земли Израиля. Более того, даже в том, что касается нашего обитания в обещанной нам земле, — мы еще ни разу не достигали ситуации, когда «все живут в ней» (когда все евреи живут в Израиле). А ведь только эта ситуация является совершенной ступенью, связанной также и с исполнением заповедей, как например, с заповедью юбилейного года, которую исполняют только при условии, что все евреи живут в Израиле (или по крайней мере, большая часть каждого колена).

Это положение достигнет своего совершенства еще на более высокой ступени во время Мошиаха, когда все евреи, со всех концов земного шара будут жить в Земле Израиля. И, так как и в получении Торы, и в получении земли, и в том, что касается жизни на ней, мы не достигли совершенства и занимаемся сейчас подготовкой к той идеальной ситуации, которая наступит, рассказ Торы о Аврааме для нас до сих пор более, чем актуален.

Мы являемся последним поколением изгнания и первым поколением Освобождения. Все подготовки уже закончились, и сейчас самое время для последней подготовки — к получению Торы и земли в их совершенстве.

Вверху, внизу, и то, что их соединяет…

Когда Авраам получил от Всевышнего указание: «иди из своей страны», ему было уже 75 лет. Но, несмотря на это, Тора не рассказывает нам ничего о том, что было до достижения им этого возраста. Почему? Потому что вся его работа до этого делалась таким образом, что он и мир были двумя различными и отделенными друг от друга реальностями. Его имя было Аврам: «ав»-«рам». Заповеди, которые он исполнял, не снижали Божественность и не соединяли ее с нашим нижним миром. И сам мир не поднимался на уровень святости, (то, что происходит сейчас, когда мы исполняем заповеди).

Тогда в мире существовал указ Всевышнего: «высшие» не спускаются вниз, а «нижние» не поднимаются наверх. Этот указ был отменен во время дарования Торы. Когда же началась подготовка к этому соединению с Божественностью? В нашей недельной главе и, в частности, в указании «Лех леха». Поэтому в дальнейшем Всевышний меняет имя: вместо имени «Аврам» появляется «Авраам», что означает «отец многих народов». В своем комментарии Раши объясняет значение имени так: «отец всего мира» — своей работой Авраам начал поднятие мира к святости.

Все заповеди, которые исполняли наши праотцы до дарования Торы, имели одну особенность — когда заканчивалось выполнение заповеди, святость не оставалась на том материальном предмете, посредством которого выполнялась заповедь. В отличие от этого сейчас сам материальный предмет освящается (тфиллин, сидур и, в какой-то степени, даже украшение сукки), так как указ был отменен и святость «вошла» в материальность нашего мира.

Это началось с заповеди, которую мы находим в конце нашей недельной главы, — заповеди обрезания. Посредством заповеди обрезания святость вошла в физический орган и осталась там навсегда. В этом и выражается аспект поднятия материального на уровень духовного, когда «низ» поднимается к «верху». И, благодаря заповедям, которые исполняли наши праотцы, появилась та способность, которая сейчас есть у нас: делать так, чтобы святость входила в материальный мир. Особенно это стало возможным благодаря заповеди обрезания.

Весь этот порядок задуман здесь…

Но ведь Авраам наверняка работал в этом мире и до этого: он распространял Божественность и старался изо всех сил исправить людей, живущих в его поколении. Это была работа на очень высоком уровне, но когда Всевышний сказал ему: «Иди», то есть, продвигайся и поднимайся еще выше, — именно благодаря этой силе ему удалось не только поднять мир (заслуга его собственного поднятия на несоизмеримый уровень), но и усилить само влияние на этот мир. Обратное же действие этой силы повлияло и на него самого, раскрыло в нем силы, доныне неведомые ему самому, а, кроме того, привело также к раскрытию всего мира.

Объяснение этому мы находим и в порядке глав Торы. Глава «Берейшит» посвящена описанию творений Всевышнего — высших. Глава «Ноах» связана с очищением материального мира — нижнего — посредством работы Ноаха, и, самым главным образом, посредством потопа, который очистил землю. А недельная глава «Лех леха» являет собой соединение верхних и нижних — подготовку к Дарованию Торы.

Для этого мы и получили землю Израиля: чтобы сделать из материальной земли — Святую Землю. Более того, связь между «Лех леха» и обещанием дать землю в этой главе выражается не только в необходимости поднять материальное, но и в том, что совершенство существования Торы и заповедей возможно только в земле Израиля.

Начали готовиться…

Все то время, пока у нас нет совершенства двух основных аспектов: совершенства земли и Торы, мы все еще находимся на уровне подготовки к дарованию Торы и к получению земли. Вся глава говорит нам: «Иди», продвигайся и поднимайся, и готовься к этому предназначенному совершенству.

И говорится не только о совершенстве и целостности, которые вне нас, но и о нашем личном совершенстве. 10 народов, о которых мы упоминали ранее, сравниваются с 10 силами души: 7 народов — с 7 качествами сердца (доброта, строгость, красота…), а 3 народа, землю которых мы еще не получили, — с 3 силами мозга (мудрость, понимание, знание). Сейчас наша работа в мире и наше соединение с Божественностью происходит посредством силы качеств сердца, а возможности сил мозга направляются на укрепление сил души и их соединение с Божественностью. Но совершенство работы, которое будет достигнуто в будущем, выразится в соединении сил человека с Божественностью. «И люби Всевышнего всем сердцем своим (7 качеств) и всей душой своей (все 10 сил)».

Одно из указаний к действию, которое следует из этого — стараться в качестве подготовки использовать все наши силы, учить и обновлять Тору не только нашими явными силами (как Авраам перед «Лех леха»), но и скрытыми силами, о которых человек даже не подозревает, и добавлять не только в качестве учебы, но и во влиянии на ближнего и в добавлении количества учеников на уроках Торы. И это должно происходить без каких-либо ограничений до настоящего и полного Освобождения.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Лех леха (другие статьи):