СБП. Дни Мошиаха! 16 Ияра 5785 г., четвертый день недели Эмор | 2025-05-14 10:05

Спустя тысячи лет настал час расплаты!

Как истинный партнер получает свою долю только в конце, когда вложенные средства реализуются, так и в отношении нас — мы хотим не просто несколько скудных монет, а великое и долгожданное Б-жественное откровение в истинном и полном Освобождении!

Перевод:Д. Беляев 30.04.2025 0 158 мин.

Начнем с шутки. Два партнера юридической фирмы обедали вместе в ресторане, как вдруг один из них вскочил и воскликнул: «Я должен вернуться в офис, я забыл закрыть сейф». Второй партнер ответил: «Чего ты волнуешься? Никто не ограбит сейф — в конце концов, мы оба здесь…»

Опоздание с оплатой?

Наши мудрецы учили, что нет ни одной заповеди, даже самой незначительной, которую Б-г не исполнил бы Сам. «Все, что Он делает, Он велит Израилю соблюдать и делать. Если Б-г повелел нам соблюдать субботу, Он тоже его соблюдает. И если Он хочет, чтобы мы надевали тфиллин, Он тоже их надевает…

В недельной главе Торы на этой недели есть заповедь, которую, как кажется, Б-г «полностью игнорирует»…

В стихе (Кдошим 19:13) говорится: «Не обижай ближнего твоего и не грабь, и не останется у тебя на ночь плата наемному работнику до утра».

Тора требует, чтобы каждый работодатель платил работникам вовремя! Работодателю запрещено задерживать выплату зарплаты даже «до утра». Работодатель обязан заплатить работнику сразу же по завершении работы, в тот же день.

Однако Б-г задерживает выплату зарплаты еврейскому народу гораздо дольше, чем на один день…

Это явно противоречит тому, что наши мудрецы говорят в других местах. Наши мудрецы комментируют стих «сегодня исполнять их» (Дварим 7:11), что «сегодня» относится к этому миру, а «завтра» — к Грядущему миру. Смысл слов в том, что исполнять заповедь — служение еврейскому народу — («исполнять их») следует «сегодня», в этом мире, но вознаграждение мы получим только «завтра» — в грядущем будущем, как прямо сказано в Мишне (Авот 2:16): «Знай, что награда праведников — в Грядущем мире». Как это возможно, что Б-г не платит вовремя?! Что случилось с заповедью «в тот день ты отдашь ему зарплату»?!

Объясняется, что «все наши дни мы подчинены Б-гу, служим Ему». Еврейский народ обязан служить Б-гу все дни своей жизни. Согласно этому, все дни жизни человека представляют собой один непрерывный период работы. Закон гласит, что «заработная плата выплачивается только в конце [периода работы]». Таким образом, Б-г не обязан платить еврею за его заповеди, пока он еще живет в этом мире, потому что каждое действие или заповедь, которые еврей совершает в течение своей жизни, являются частью одного непрерывного труда, оплата за который наступает сразу же по его завершении.

А когда заканчивается работа? В конце жизни человека. А что происходит сразу после того, как человек заканчивает свою земную жизнь? Он получает свою награду в Грядущем мире, в Раю! Если это так, то Б-г действительно платит вовремя; Он платит сразу после завершения работы, то есть сразу после кончины человека, и тогда человек получает заслугу войти в Рай, мир душ, где он получит свою награду.

На первый взгляд, это хороший ответ, но Ребе находит в нем явный недостаток.

Это соответствует РАМБАМу, который утверждает, что главная награда за выполнение заповедей находится в Раю, мире душ без тел. В соответствии с этим, действительно, человек получает награду сразу же по завершении работы.

Но согласно РАМБАНу и постановлению хасидизма, главная награда за выполнение заповедей находится в мире после пробуждения мертвых. Если это так, то получается, что Б-г откладывает выплату вознаграждения за служение еврея на тысячи лет (во многих случаях), до Дней Мошиаха и пробуждения мертвых. В связи с этим снова возникает вопрос: как мы можем говорить, что Б-г выплатит нам награду только в Дни Мошиаха и в мире пробуждения мертвых, если Он обязан платить вовремя? Или ежедневно, или хотя бы в конце рабочего дня?!

Большой платеж

В замечательной беседе Ребе учит нас новому взгляду на отношения между евреем и Творцом, а также на отношения между каждым евреем, и этот взгляд ответит на наш вопрос и раскроет тайну. Вместо того чтобы смотреть на каждого отдельного еврея как на частное лицо, нанятое Б-гом для выполнения определенных задач или различной работы, мы должны смотреть на весь еврейский народ как на единое целое. У Б-га есть стратегическая цель и план, охватывающий все бытие и творение, а еврейский народ, исполняя Тору и заповеди, является тем, кто реализует Его план и работает над достижением цели, поставленной Творцом.

Еврейский народ — это не «наемные работники», не просто трудяги — отдельные люди, которым дали работу на день, неделю, месяц, год или больше. Еврейский народ — это «подрядчики»: они, как единое целое, взяли на себя миссию спустить Шхину и подготовить для Творца «жилище в нижних мирах». Закон гласит, что «подрядчик» не получает ежедневной, еженедельной или ежемесячной зарплаты; он получает оплату по завершении работы, после того как вся работа закончена.

Служение Б-гу — это не частная «работа», которая заканчивается через 120 лет, а часть одной большой «подрядной работы», которая включает в себя служение всех евреев во всех поколениях! Б-г доверил мир еврейскому народу, чтобы тот сделал его «обителью» для Него.

В свете вышесказанного мы видим, что награда, которая будет дана в Грядущем мире, после прихода Мошиаха и вставания из мертвых, будет «в свой день» — общая выплата всем евреям как единому целому, сразу после завершения подрядной работы по превращению мира в обитель Б-га.

Более того, добавляет Ребе, на самом деле еврейский народ не только «подрядчик», но и «партнер». Работа еврейского народа по раскрытию Б-жественности в мире — это не побочное дело, а фактически сотрудничество с Б-гом в творении.

В качестве примера Ребе приводит следующий закон: «Тот, кто дает яйца владельцу кур, пусть куры сидят на них, пока не вылупятся птенцы, а владелец кур будет их выращивать, и прибыль будет делиться между ними» (РАМБАМ «Законы о партнерах» 8:1).

Б-г доверил нам Свой мир, чтобы мы раскрыли божественность, скрытую и спрятанную в нем (подобно «птенцам», спрятанным внутри «яиц»). Таким образом, это равное партнерство, где прибыль — не побочный вопрос, а птенцы, которые были скрыты в яйцах, и работа владельца кур — это то, что их раскрыло, и поэтому они делятся поровну. Точно так же Он доверил еврейскому народу мир, содержащий божественную жизнь с потенциалом раскрытия, а работу по ее раскрытию возложил на нас.

Поэтому и награда делится поровну. Б-г радуется исполнению Своей воли и желания («Святой, благословен Он, пожелал иметь жилище в нижних сферах»), а наслаждение сотворенного существа — от «созерцания приятности Б-га», которая откроется тогда.

Как истинный партнер получает свою долю только в конце, когда вложенные средства реализуются, так и в отношении нас — мы хотим не просто несколько скудных монет, а великое и долгожданное Б-жественное откровение в истинном и полном Освобождении!

Так давайте же примем активное участие, как подрядчик и партнер, а не просто как мелкий работник, в приближении Освобождения и ускорении вставания из мертвых, увеличивая количество Торы, аводы и добрых дел.

Совместный бизнес с Ребе

В заключение мы расскажем историю о том, как должен вести себя настоящий партнер.

Макс Кач был международным торговцем мехами, проживавшим в Лондоне. Хотя он был относительно новым членом общины ХАБАДа в Англии, ему было хорошо известно, как советы и благословения Ребе повлияли на жизнь многих людей практически во всех областях человеческого опыта.

Однажды, во время аудиенции, он в шутку предложил Ребе стать его партнером в каком-нибудь деловом предприятии! Выражение лица Ребе стало серьезным, и он сказал: «Вполне справедливо. Но помните, что в партнерстве ни один из партнеров не может сделать ни шагу без согласия другого. Договорились?»

Конечно, он был в восторге от этой счастливой возможности «партнерства» с Ребе. И хотя он несколько скептически относился к знаниям Ребе в области торговли мехом, он с готовностью согласился на сделку. Ребе дал ему символическую сумму долларов, чтобы «скрепить» соглашение.

Затем Ребе посоветовал ему сделать крупную покупку редкого меха, о котором тот даже не подозревал: ондатры! Макс отправился домой и сделал большой заказ на эту необычную материю.

Когда он сообщил об этом в Нью-Йорк, Ребе ответил, что покупка была слишком малой. Нужно было закупить гораздо большее количество. По приказу Ребе Макс закупил астрономическое количество мехов — вплоть до того, что вложил все свое состояние, чтобы оплатить поставки, а также занял большие суммы, чтобы купить еще больше. К его огорчению, вскоре после того, как он сделал все покупки, стоимость этого необычного меха начала резко падать. Возможно, подумал он, ему следует подстраховать свои инвестиции и продать значительную часть приобретенного.

Как и обещал, он обратился к Ребе за согласием. К его удивлению, Ребе не дал согласия и напомнил ему об их соглашении относительно односторонних решений. Цена на мех продолжала падать, и его настроение тоже упало; ему казалось, что он непременно разорится.

С каждым днем он наблюдал, как его состояние все дальше и дальше уходит от него. На все мольбы к Ребе он получал один и тот же ответ: «Не продавай».

Оказавшись перед лицом финансового краха, Макс наконец начал сомневаться во всех своих отношениях с Ребе. Возможно, все это было ошибкой. С каждым днем обесценивания его запасов расстояние между ним и общиной ХАБАДа увеличивалось.

Так продолжалось почти полгода. И вот, цена немного поднялась. Он снова посоветовался с Ребе. Но Ребе по-прежнему не давал согласия. Когда цена выросла настолько, что он смог выйти в прибыль, Ребе все равно не дал разрешения на продажу.

Цена на мех продолжала постепенно расти. В каждый момент времени Макс хотел продать, но Ребе всегда советовал ему подождать. И хотя к этому времени его разочарование покрылось тяжелым слоем горечи, он продолжал соблюдать договоренность с Ребе.

Вскоре после этого один известный модельер выпустил линию одежды, в которой широко использовался редкий материал — мех ондатры! Индустрия вскоре с удивлением обнаружила, что один человек в Англии занял весь рынок. Когда он сообщил об этом Ребе, ему сказали, что пришло время продавать.

Запасы ушли быстро. Даже после погашения кредитов и вычета расходов он получил многомиллионную прибыль. Он с волнением сел на самолет, чтобы вручить Ребе чек на свою «долю». Ребе отказался, попросив, чтобы Макс отдал деньги на благотворительность.

Когда он спросил Ребе, не могли бы они вместе заняться другим бизнесом, Ребе улыбнулся и ответил: «Простите… Вы — слабый партнер, слишком слабодушный».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter