В нашей недельной главе сказано (Кдошим 19:14): «Не злословь глухого и перед слепым не клади преткновения, и бойся Б-га твоего».
Слова «и бойся Б-га твоего» РАШИ комментирует так:
В этом случае людям не дано знать, являются ли намерения (советчика) добрыми или дурными, и он может устраниться от (ответственности), говоря: «Я желал добра». Поэтому сказано применительно к нему: «И бойся Б-га твоего», Которому известны думы и намерения твои. И так же во всяком деле, предоставленном совести человека, который это совершает (и берет на свой нравственный ответ), а другие люди не знают (что движет им), сказано: «И бойся Б-га твоего».
РАШИ задает невероятно высокую планку в соблюдении заповеди любви к ближнему. Он говорит о строгом запрете Торы давать другому человеку «плохие» советы, приводя при этом в пример рекомендацию, которая вовсе не так уж плоха и может даже оказаться (для получающего совет) весьма полезной.
Так почему же РАШИ называет ее «негодной»?
Потому что у советчика в намерениях не только построить план для ближнего, но и дополнительная прослойка — мысли о том, как бы самому разжиться на этом деле (еще раз — далеко не обязательно в ущерб получающему совет, очень даже вероятно, что и на благо).
Иными словами: если в твоей помощи другому еврею замешан хоть какой-то личный интерес, то с «возлюби ближнего, как самого себя» у тебя пролет. Ибо одна из граней этого «как самого себя» в том и проявляется, что ты как бы заменяешь его на себя. Он — объект твоей любви — есть. А тебя как бы (как отдельной сущности) нет.
Поэтому мысль о том, что вот помогу ему удачную сделку провернуть, а сам получу проценты — некошерна.
Как трудно быть евреем!