Краткое содержание недельной главы
В этой недельной главе Всевышний повелел коэнам, служащим в Храме, быть предельно внимательными ко всему, что касается выполнения законов ритуальной чистоты, и более всех это повеление относится к Первосвященнику. Затем в главе упоминаются важные для еврейского народа праздники и заповеди, которые с ними связаны: суббота, Песах, вознесение и счет омера, Рош а-Шана, Йом-Кипур и Суккот.
В конце недельной главы повествуется о ссоре двух людей и о том, что один из спорщиков во время ссоры произнес имя Всевышнего и проклял. Этого человека привели на суд к Моше-рабейну. По слову Всевышнего преступника вывели за пределы лагеря и побили камнями.
В этой недельной главе также упоминаются менора и хлеба предложения, которые должны были постоянно находиться в Храме.
Первосвященник освободит коэнов!
Одна из целей будущего Освобождения: «И вы собраны будете по одному все сыны Израиля». И даже если для этого Всевышнему придётся спуститься на самое дно, в нечистоты, чтобы вызволить нас — Б-г обещает сделать и это! Но разве может Б-г стать «нечистым»? Об этом и многом другом мы узнаем из данного урока.
1. Предисловие для лектора:
Любавичский Ребе неоднократно отмечает, что Тору называют «Учением жизни». Это значит, что из любой детали, упомянутой в Торе, можно выучить нечто важное, тем более из названия недельной главы, которое является неотъемлемой частью самой главы. Наша недельная глава называется «Эмор» («Скажи»), это намекает нам на то, что человек должен следить за тем, что он говорит.
Мы часто слышим, что «слова могут материализоваться». О чем бы мы ни говорили — наши слова могут стать реальностью. Так, например, если мы будем хвалить человека, то он со временем действительно станет лучше!
Хасидизм объясняет, что сказанные нами слова влияют на духовные миры. Известна история о Баал-Шем-Тове, который услышал, как один еврей, ругаясь с другим, пригрозил: «Я тебя порву, как рыбу!». Баал-Шем-Тов объяснил своим ученикам, что в этот момент в духовном мире один из спорщиков «разорвал» другого. Как действия воплощаются в материальном мире, так слова воплощаются в духовном мире.
Следовательно, мы обязаны приучить себя произносить только хорошие и позитивные вещи. Будь то в разговоре с друзьями, с семьей, и даже со случайными знакомыми — нужно говорить и желать друг другу позитивные вещи. В этом заключается первый урок нашей недельной главы: слова обладают невероятной силой, они могут проникнуть в самую глубину души, пробудить, повлиять и направить!
Ребе открыл нашему поколению, что мы последнее поколение изгнания и первое поколение Освобождения. Это не просто слова, не просто молитва. Это констатация факта: «Вот, вот идет Мошиах!» Ребе много раз повторял, что Мошиах уже стоит на пороге — и нам нужно лишь открыть ему дверь. И тогда исполнится пророчество: «и вы собраны будете по одному все сыны Израиля».
Один из способов ускорить приход Мошиаха — это говорить о Мошиахе и предстоящем Освобождении.
Зная это, мы приступим к уроку, который будет посвящен важной цели: «и вы собраны будете» — Освобождению еврейского народа самим Всевышним, и постараемся увидеть главу «Эмор» в новом свете — свете Геулы и Мошиаха!
2. Великое открытие Великого орла
А. Глава только для коэнов?
Недельная глава называется «Эмор» («Скажи») по первому стиху этой главы.
Источник 1: «Ваикра» 21:1. «И сказал Г-сподь Моше: Скажи священнослужителям, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем».
В самом начале главы рассказывается о том, что коэнам запрещено становиться нечистыми от мертвого тела, то есть прикасаться к мертвым или находиться под одной крышей с трупом. Затем идет речь о том, что для того, чтобы служить в Храме, коэн должен быть человеком без физических недостатков. Тора также предупреждает, что первосвященник должен строже относиться к собственной ритуальной чистоте, чем остальные коэны.
Уже в первых законах о ритуальной чистоте, упомянутых в этой главе, проводится различие между обычными коэнами и первосвященником. В то время как обычный коэн может подойти и остановиться поблизости от умершего родственника, первосвященнику — запрещено это делать. Обычный коэн имеет право стать нечистым, прикоснувшись или оказавшись рядом с одним из семи близких родственников: отцом, матерью, братом, сестрой, сыном, дочерью или женой. Но святость первосвященника так велика, что ему запрещено оскверняться нечистотой мертвых, даже если речь идет о таких близких родственниках.
Это лишь часть правил, которые Тора возлагает на коэнов, и о которых говорится нашей главе.
Шутка: Один человек пришел к раввину и попросил дать выйти перед общиной и благословить всех «благословением коэнов». Раввин объяснил, что это невозможно, так как только коэны могут благословлять народ этим благословением. Но человек настаивал. В конце концов он заявил, что готов заплатить раввину. Раввин отказал. Человек удвоил, а затем утроил предложенную цену, но раввин стоял на своем. В конце концов раввин не выдержал и произнес: «Зачем вам вообще понадобилось произносить перед всеми это благословение?!» И человек ответил: «Мой дедушка был коэном, и мой отец был коэном. И я все детство мечтал, что, когда вырасту тоже стану коэном…» Раввин улыбнулся и объяснил, что титул коэна принадлежит этому человеку по праву рождения и ему не зачем платить.
Прочитав начало главы, мы можем задаться вопросом: каким образом эта глава относится к нам? Ведь большинство из нас не коэны, а здесь речь идет о прямых указаниях для коэнов.
[Спросите присутствующих на уроке: кто из вас коэн? Скорее всего в группе будет очень мало коэнов или не будет совсем. И тогда ваш вопрос становится еще более актуальным: что мы — не коэны — можем выучить из главы, которая фактически обращена только к коэнам, и должна быть актуальна только для них?]
Другими словами: речь идет о представителях одной конкретной семьи из колена Леви (коэнах) и именно им следует особенно блюсти законы ритуальной чистоты. Только их Тора обязывает быть святыми, чистыми. И если так, то какое отношение слова недельной главы «Эмор» имеют к нам — простым евреям?
Б. Каждый еврей — коэн!
В своей книге «Мишне Тора» РАМБАМ подробно задерживается на этом вопросе и выводит закон, который ак нельзя лучше разрешит наши сомнения.
Но сначала, хотелось бы отметить, что РАМБАМ основывает свои рассуждения на том факте, что коэны были отдалены от дел этого мира — они не имели полей, которые им нужно было обрабатывать или какого-либо другого постоянного источника дохода. Они жили тем, что евреи приносили в дар коэнам в Бейт а-Микдаш, и тем, что они получали от жертвоприношений (части животных предназначенные коэнам).
[В соответствии с уровнем аудитории, можно отметить, что коэны не жили за счёт остального народа. Напротив — у них была своя уникальная роль в еврейском обществе: они полностью посвятили себя духовной работе и были своего рода представителями всего народа на службе Всевышнему. Известно, что человек, занятый тяжелым физическим трудом, не достаточно свободен для служения Б-гу. Коэны были теми, кто восполнял этот пробел.]
И исходя из этого РАМБАМ выводит закон, равному которому не было доселе:
Каждый еврей может быть коэном! Да, несмотря на то что не все мы родились в семье коэна, каждый из нас может стать подобен коэну в нашем преданном служении Всевышнему, в нашей искренней и прочной связи с Творцом.
Источник 2: РАМБАМ, «Мишне Тора», законы Шмита и Йовель 13:13. Не только колено Леви, но и любой другой человек, из населяющих землю, который в щедрости духа своего и понимания познал ради чего отдалиться и встать перед Б-гом, и служить Ему, и познавать Его, и идти прямой дорогой, как создал его Творец, и сбросить с себя все многочисленные расчеты и тревоги, которые переживают обычные люди. Такой человек освящается высшей святостью и Б-г станет его уделом на веки веков.
Эти слова РАМБАМа помогают нам немного понять ответ на заданный вопрос: несмотря на то, что недельная глава адресована коэнам, сыновьям колена Леви, она имеет отношение и к нам тоже! Эта глава напоминает нам о том, что у каждого из нас есть возможность отдалиться от забот материального мира и стать особенными в своем стремление служить Всевышнему всем сердцем и всей душой, как когда-то это делали коэны в Храме…
Другими словами: привилегия подняться над обыденностью и вести более духовный образ жизни принадлежит не только коэнам, но и любому, кто этого по-настоящему захочет!
РАМБАМ привносит нечто новое в уже знакомое понятие «коэн»: по его мнению, «коэн» это не только тот, кто родился в семье коэна. «Коэн» — это состояние души, при котором еврей чувствует свою особую связь со Всевышним, и отдаляется от забот этого мира, как это подробно объясняет РАМБАМ.
[При желании мы можем увидеть намек на это в самой недельной главе: Б-г повелевает Моше сообщить коэнам, что они должны остерегаться ритуальной нечистоты. В одном предложении повеление сказать это написано дважды «скажи коэнам» и затем «скажи им». РАШИ объясняет это повторение тем, что в первый раз речь идет о самих коэнах, а во второй раз — «им — то есть всем, от мала до велика». Повторение слова «скажи» указывает на то, что коэны не только сами обязаны соблюдать заповеди ритуальной чистоты, но и учить этому своих детей! Кроме того, далее в главе говорится о том, что Моше передал эти слова «Аарону, его сыновьям и всему еврейскому народу», следовательно, заповеди о ритуальной чистоте, относящиеся к коэнам, должны быть также заботой всего народа — евреи должны помогать коэнам соблюдать эти заповеди (это входит в обязанности религиозного суда). Коэны, находящиеся на службе Всевышнего, обязаны хранить чистоту и обучать этому своих детей, но это относится не только к коэнам, но и к каждому еврею. У каждого из нас есть частица души, которая неразрывно связана с Б-гом и хочет исполнять Его желание, и Моше-рабейну по собственному почину, решил указать евреям на законы ритуальной чистоты, и таким образом намекнуть, что каждый еврей является коэном в определённом смысле. И в еврее нужно всего лишь разбудить это чувство, чтобы он вспомнил, что и на него возложена обязанность служить Всевышнему в чистоте и святости. ]
Итак, нам осталось признать, что в начале урока мы заблуждались, думая, что недельная глава говорит только о коэнах… Закон, выведенный РАМБАМом объясняет, что каждый из нас может стать коэном, если только действительно этого захочет.
В. Он исполняет то, что сам повелевает!
Мудрецы Торы объясняют, что Всевышний и сам исполняет то, повелевает исполнять нам. [Хотя понятно, что Б-г выше любых определений и уровней человеческого понимания. Все же, когда Тора называет Всевышнего каким-либо эпитетом, это означает, что эпитет отражает лишь некий уровень божественности, который в высших мирах определяется именно этим именем.] Так об этом написано в известном Мидраше [Шмот Раба — комментарии Устной Торы на книгу Шмот. Этот сборник комментариев был создан примерно через 500 лет после появления Берешит Раба и содержит 52 главы. Судя по тому, как составлен сборник, материал для него был взят из других различных мидрашей. ]
Источник 3: «Шмот Раба» 30:9. «Так объяснено было Яакову… Человек из плоти и крови повелевает другим, но сам не исполняет. Нет так это у Всевышнего: всё, что Он делает сам, он повелевает Израилю исполнять и хранить».
Б-г тоже исполняет то, что он заповедал еврейскому народу! Как это понимать? Для того, чтобы чувствовать связь с нами, Б-г выбрал «одеться» и влиять на нас, что помогает нам исполнять заповеди в материальном мире. Таким образом получается, что и Б-г исполняет заповеди, и в том числе законы о ритуальной чистоте, которые он передал коэнам (и всем остальным евреям).
В Гемаре приводится рассказ, из которого видно, что и Всевышнего называют «коэн». Один еретик спросил у рабби Абау: «Если Б-га называют «коэн», во что же Он окунулся после того, как стал «нечистым», похоронив Моше — рабейну?» Рабби Абау ответил, что Б-г окунулся в огонь.
Источник 4: Вавилонский Талмуд, трактат «Санедрин» 39а: «Сказал тот (еретик) рабби Абау: Ваш Б-г — Он коэн? Ведь написано «возьмете мне труму», но, когда Он хоронил Моше-рабейну, то стал нечистым, так где же Он окунулся? (Куда он окунулся, чтобы очиститься?) Если скажешь, что он окунулся в воду, вот написано: «Кто измерил воду дланью?» (Б-г измерил всю существующую воду в одной своей руке). Ответил ему: «В огонь Он окунулся, как написано «Ибо вот Б-г войдет в огонь» И, если скажешь: кто же окунается в огонь? Я тебе отвечу: окунаться надо именно в огонь, как написано: «Всё, что не очистится огнем — окуните в воду».
Мудрецы называют Всевышнего «коэн», основываясь на стихе «и возьмете Мне труму». И следовательно, Б-г также соблюдает законы ритуальной чистоты, данные коэнам, так как и Он сам носит этот титул.
3. Освобождение во всех деталях
А. Восхождение на новые уровни
Перед нами отрывок из святой книги «Зоар», в котором рассказывается о том, что во время Освобождения еврейского народа Б-г сам сделает себя «нечистым», чтобы лично вывести евреев из изгнания.
Источник 4: «Зоар», глава «Эмор» 29а. (В свободном переводе): «В будущем Всевышний облачится в красные одеяния возмездия, потому что разрушили Его дом, и сожгли Его обитель, и рассеяли народ Израиля среди народов… и потому наденет Б-г одеяния возмездия и осквернит их множеством убитых, как написано: «И все одеяния Мои Я искупил».
В «Зоар» говорится, что во время Геулы Б-г сам освободит каждого еврея из изгнания. И чтобы сделать это, Всевышний «испачкает» свои «одежды» и «осквернит» себя, чтобы освободить нас. Об этом уже говорились в пророчестве Ишаяу, слова «И все одеяния Мои Я искупил» объясняются как «все Мои одеяния Я испачкал и осквернил»!
В таком случае мы можем задаться вопросом: избавление еврейского народа — безусловно важное событие, но, если Всевышний является коэном, разве можно Ему оскверниться, даже ради нашего спасения?
«Зоар» приводит ответ на этот вопрос: так как еврейский народ всегда хранил верность Всевышнему, то общину Израиля можно назвать «сестрой» Всевышнего, которая «не познала мужа», а значит, когда наступит будущее Освобождение, Б-г сможет спуститься на тот уровень духовной нечистоты, на котором будут находиться евреи, ради того, чтобы их спасти!
Это позволяет Б-гу «осквернить» себя ради нас, так как по закону коэн может оскверниться нечистотой умершей сестры, которая не познала мужа.
(Кстати, авторы Тосфот упоминают этот эпизод из Гемары (о рабби Абау и еретике) и задаются вопросом о том, каким образом Всевышний очистился от нечистоты мертвого после похорон Моше. Интересно, что сам вопрос о том, мог ли Всевышний хоронить Моше не возникает, так как «Израиль названы сыновьями Всевышнего», а коэну разрешено принимать участие в похоронах собственного сына).
Терминология Геулы — «и вы собраны будете»: Собрание в земле Израиля рассеянных по всему миру евреев — это один из признаков Освобождения. Это событие затронет всех сынов Израиля, ни один не останется в чужой земле. Этим окончательное Освобождение будет отличаться от предыдущих (например, от исхода из Египта). Всевышний сам приведет всех рассеянных евреев в Святую землю.
Мудрецы Торы говорят, что день, когда все евреи соберутся в Святой земле, по значимости своей будет подобен дню, когда Всевышний сотворил небо и землю, потому что только таким образом все сотворенное приобретет цельность. И только по завершении этого процесса, спустится Шхина (Б-жественное присутствие). Доказывая эту точку зрения, мудрецы опираются на стих (Дварим, 30:3): «И возвратит Господь, Бог твой, пленников твоих» — Всевышний вернется из изгнания вместе со своим народом.
Именно потому, что собирать евреев из рассеяния будет сам Б-г — ни один человек не останется позади. Ибо, как объясняет Раши, каждого еврея Б-г будет выводить за руку из изгнания.
Б. Первосвященник не может оскверниться
Нам предстоит разобраться в том, что хотя «Зоар» и признает за коэном право «оскверниться» ради еврейского народа, который подобен «сестре» коэна, но все же, Всевышнего называют не просто коэном, а «коэн гадоль» — первосвященником. А первосвященнику запрещено оскверняться нечистотой мертвых даже ради собственной сестры!
В таком случае мы снова возвращаемся к вопросу о том, разве может Всевышний, который подобен первосвященнику, оскверниться, даже если это нужно ради Освобождения еврейского народа?
Чтобы разобраться в этом, нам потребуется подробно рассмотреть идею о том, что Б-г сам исполняет то, что повелевает нам. Разве там, Наверху, есть тфиллин, сукка, лулав или цицит? Неужели Б-г на самом деле выполняет все эти заповеди? Конечно же, нет.
У Всевышнего нет тфиллин, цицит или сукки в том виде, в котором все это существует в нашем мире. Но все эти вещи существуют в духовных мирах в иной форме! Более того, заповеди, полученные евреями, и облеченные в форму материальных действий или предметов, существуют в нашем мире именно потому, что у них есть прообразы в духовных мирах. Следовательно, в духовных мирах есть и тфиллин, и цицит, и сукка, но выглядят они не так как выглядят эти вещи в нашем мире, а воплощают собой духовное содержание этих заповедей.
Вместе с тем, если некая вещь в нашем мире ограничена, это не значит, что в духовных мирах на нее действуют такие же ограничения — ведь Всевышний выше всяких ограничений.
Теперь нам становится понятно почему нельзя спросить: «Как же Всевышний, которого называют первосвященником, может стать «нечистым», чтобы вывести еврейский народ из изгнания?» Запрет, адресованный первосвященнику, имеет над ним силу, так как сам первосвященник — человек из плоти и крови, и потому в материальном мире к нему может быть применено понятие «осквернение». Только в мире, в котором мы ограничены материей, может случится, что и первосвященник осквернится, и потому ему следует особенно остерегаться этого.
Но истинная суть духовного уровня самого первосвященника (уровня, который намекает на Всевышнего) состоит в том, что этот уровень гораздо выше любых ограничений скверны и не может быть осквернен никоим образом.
Иными словами, можно сказать так: вопрос о том, может ли Всевышний «оскверниться», относится только к уровню «обычного коэна», так как на этом уровне скверна может быть не только на уровне физического тела, но и на уровне самого духовного статуса простого коэна (закон разрешает ему оскверняться нечистотой своих ближайших умерших родственников). И потому, если считать еврейский народ «сестрою» Всевышнего, можно сказать, что Б-г может «осквернить» себя ради того, чтобы помочь сестре. Но когда речь идет об уровне первосвященника, то такой вопрос просто не может возникнуть, так как «скверна» является атрибутом нашего материального ограниченного мира, и первосвященник может пострадать от нее только в материальном мире. Но Всевышний не ограничен никакими материальными рамками, и потому может избавить каждого еврея и от скверны, и от изгнания — без всяких сомнений и вопросов.
Теперь нам становится ясно, что несмотря на то, что Б-г назван «первосвященником», он может спасти еврейский народ, находящийся в ритуальной нечистоте, потому что сам по себе этот духовный уровень («первосвященник») так высок, что к нему не может пристать никакой скверны. (И так как еврейский народ по отношению к Б-гу называется «сестрой, не познавшей мужа», то и в этом случае Б-г может вызволить нас из скверны, так как обычному коэну позволено оскверниться из-за ближайших родственников).
Источник 5: «Шмот Раба» 15:5. Сказал Рабби Шимон: велика любовь Израиля, ведь Святой благословен Он, ушел в изгнание в место, где поклоняются звездам, где грязь и скверна, чтобы вызволить их (евреев) оттуда. Это подобно коэну, чье приношение упало на кладбище и сказал он: что мне делать? Оскверниться я не могу, и оставить здесь свое приношение — не могу. Лучше мне оскверниться один раз и очиститься, чем потерять свое приношение. [И хотя в этой цитате речь идет об исходе из Египта, понятно, что ее смысл относится также и к эпохе будущего Освобождения.]
В. Набор необходимых инструментов
Какой же урок мы можем из этого выучить для себя?
В первую очередь, вспомним, что в самом начале урока мы узнали невероятную вещь, которая должна радикально изменить наше отношение к себе и цели своего существования в мире. Оказывается, каждый еврей — коэн! И наше призвание — использовать все свои силы и потенциал, заложенный в окружающем мире для того, чтобы служить Всевышнему и раскрыть здесь Его присутствие!
Когда мы следуем своему призванию — мы ведем себя как коэны на службе у Всевышнего!
А кроме того, все, что связано с нечистотой и изгнанием — существует лишь как внешние проявления в нашем материальном ограниченном мире. Но с точки зрения Всевышнего, на самых высоких уровнях духовного бытия нет ни скверны, ни изгнания… И все равно Б-г обещает, что лично спустится и спасет каждого еврея из Галута. И когда Б-г сделает это, то с точки зрения более низких духовных уровней, это будет выглядеть как будто Всевышний «осквернился».
Б-г обещает, что пойдет на это, ради того, чтобы спасти евреев и не оставить позади, в изгнании ничего из того, что как-то связано с еврейским народом. И потому Б-г освободит даже наши самые внешние и материальные проявления и силы. Все вместе мы удостоимся выйти из изгнания и прийти к полному и окончательному Освобождению. Даже если Б-гу придется ради этого как бы «оскверниться».
Источник 6: «Двар Малхут», глава Эмор, 5751 г. И надо сказать, что после всего — выборки и очищения искр святости — что евреи прошли на протяжении поколений, сейчас каждый еврей конечно же может достичь самых больших высот, вплоть до уровня «будь праведником» в самом буквальном смысле (этот уровень является воплощением слов «и весь Твой народ — праведники»), как это будет видно в совершенном раскрытии во время полного и окончательного Освобождения.
Настолько, что благодаря этому (работе по распространению источников хасидизма), появится сила раскрыть и привлечь в мир божественный свет, который осветит самые отдаленные уголки этого мира.
И все это станет подготовкой и сосудом для «и раскроется слава Всевышнего и проч.» во время полного и окончательного Освобождения. И мир не будет занят ничем, кроме как «познанием Б-га», вплоть до раскрытия самых сокровенных тайн Торы, таким образом, что «очи твои будут видеть учителя твоего».
Дорогие друзья, сейчас перед нами стоит задача очистить себя и мир вокруг нас и извлечь из него искры святости, даже если речь идет об очищении самых внешних и, казалось бы, малозначимых вещей.
Мир уже готов к Освобождению и нам больше незачем ждать, но пока Геула не наступила, мы должны продолжать свою работу, очищая и возвышая окружающий мир. И все это возможно только благодаря скрытой в нас возможности стать «коэнами» и «первосвященниками», как это со временем станет видно в период окончательного Освобождения, принесенного нам нашим праведным Мошиахом, немедленно, прямо сейчас!