Чтобы животное могло быть принесено в жертву в Храме, нужно было подождать, пока ему исполнится хотя бы семь дней. Только на восьмой день его можно было принести в жертву. Вот как Тора представляет эту тему («Эмор» 22:27): «Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то пробудет семь дней под матерью своей, а от восьмого дня и далее благоугоден будет для огнепалимой жертвы Г-споду».
Каждая деталь Торы осмысленна и точна. Каждая деталь призвана преподать нам урок, который можно применить в нашей повседневной жизни. Почему в Торе упоминаются именно эти три животных по видам: теленок, ягненок и козленок?
Мидраш дает следующее объяснение значения этих трех животных. В нем говорится, что они намекают на животных, которых наши праотцы использовали при выполнении своих заповедей. И именно в их заслугу мы можем принести жертвы.
Мидраш поясняет, что теленок призван напоминать нам о заслугах Авраама, который приготовил его своим гостям, как сказано («Берейшит» 18:7): «И к скоту побежал Авраам, и взял он тельца, нежного и хорошего, и передал отроку, и поспешил приготовить его». Ягненок был выбрана за заслуги Ицхака, о котором сказано («Берейшит» 22:13): «Поднял Авраам глаза свои после (того) и увидел: и вот ягненок запутался в заросли рогами своими». Козленок здесь напоминает нам о заслугах Яакова, о котором написано, что Ривка сказала («Берейшит» 27:9): «Пойди теперь к стаду и принеси мне оттуда двух хороших козлят», из которых она приготовила еду, которую Яаков принес Ицхаку перед тем, как получить его благословение.
Перевод Торы, который сделал Йонатан бен Узиэль, предлагает несколько иную версию заслуг, приписываемых Яакову, связанную с козленком.
Козленок связан с одеждой, которую носил Яаков, чтобы казаться волосатым, когда он получал благословения, предназначенные для волосатого от природы Эсава.
Возникают два вопроса:
1. Мы должны попытаться понять значение праотцов для права приносить животное в жертву.
2. Версия этого перевода проблематична. Если нужны заслуги Яакова, чтобы наши жертвы были достойными, зачем нам вспоминать его уловку, чтобы обмануть отца? Версия о том, что он принес своему отцу козье мясо, понятна. Это ведь было исполнением заповеди почитать отца и мать; однако прикрытие своей гладкой кожи с целью обмануть отца и заставить его дать ему благословения, предназначенные для Эсава, вряд ли является поступком, которым мы хотели бы восхищаться или подражать.
Ответ на эти вопросы заключается в более глубоком понимании концепции жертвоприношения животных.
Основная тема жертвоприношения заключается в том, что это что-то наше, что мы ценим и готовы отдать. Точнее, относительно легко отдать то, что нас не волнует или что является второстепенным по отношению к нашим основным интересам. Большинством людей движут интересы их животной души. Самосохранение, удовлетворение, стремление добиться успеха в жизни и т.д. движимы животной душой. Наша высшая цель — направить интересы и страсть животной души на служение интересам нашей Б-жественной души.
Этот процесс сложен, потому что для большинства людей животная душа гораздо более доминирует, чем Б-жественная душа. Действительно, животная душа перекрывает Б-жественную душу. Чтобы иметь возможность приносить в жертву свое животное, мы должны получить доступ к заслугам, то есть энергии, которую мы унаследовали от праотцов, которые, как и биологические отцы, завещали нам свои духовные черты. У каждого из нас есть духовные гены, позволяющие получить доступ к Б-жественной душе и принести жертву.
И здесь Тора намекает на три духовно-генетические черты, которые мы унаследовали от праотцов и которые дают нам возможность приносить эти жертвы.
Во-первых, мы унаследовали уникальное самопожертвование Авраама ради блага других. Авраам только что подвергся обрезанию в возрасте 99 лет и был обеспокоен тем, что не было путников, которых он мог бы покормить и удовлетворять все их прихоти, как это было в его обыкновении. Чтобы облегчить страдания Авраама, Б-г послал трех ангелов, замаскированных под людей. Несмотря на свою боль и немощное состояние, он угощал своих гостей всеми лакомствами. Но из всего, что сделал для них Авраам, самым примечательным было то, что он побежал за теленком. Как правило, бежать после обрезания крайне не рекомендуется.
Этот поступок продемонстрировал самопожертвование, которое Авраам совершал ради других людей, даже несмотря на то, что они выглядели как обычные идолопоклонники.
Упоминание ягненка, который заменил Ицхака в качестве жертвы, подчеркнуло готовность самого Ицхака отдать свою жизнь за Б-га. Эта черта позволяет нашей животной душе изо всех сил стараться служить Б-гу, даже если это противоречит природе самосохранения нашей животной души. Конечно, нам не приказано отдавать свою жизнь за выполнение большинства заповедей, но у нашей Б-жественной души есть потребность пожертвовать своими интересами и желаниями в пользу высшей цели. Самопожертвование на иврите — «месирут нефеш». Буквальное значение этого слова — «отдать свою душу, жизнь». Однако слово «нефеш» можно перевести и как «воля». Отдача нашей воли, жертвование личными интересами ради воли Всевышнего — это истинная форма самопожертвования. Силу для этой формы жертвоприношения мы унаследовали от Ицхака.
Но где мы видим самопожертвование в поведении Яакова?
Ответ заключается в том, что Яаков согласился на просьбу своей матери притвориться Эсавом и присвоить благословения, которые Ицхак задумал для Эсава.
Из всех праотцов Яаков упоминается как человек, который лишен всякого лукавства и обмана. Яакова часто характеризуют как обладателя черты истины. Самым отвратительным для Яакова был бы обман и мошенничество. Однако здесь мать сказала Яакову сделать именно это ради большей пользы от получения благословений. Ведь если бы Эсав получил благословения, это было бы катастрофой.
Яаков согласился, но не потому, что ему этого хотелось. Напротив, это было совершенно против его природы. Но в интересах почитания своей матери Ривки, которая была наделена силой пророчества, и, в конечном итоге, ради высшего блага, Яаков превзошел свою духовную природу, чтобы поступить правильно.
Здесь у нас есть третий пример самопожертвования. Один из уровней самопожертвования — отдать свою жизнь Б-гу. Вторая форма — это отказаться от своих личных интересов в пользу Б-га и других. Третий уровень, связанный с Яаковом — это отказаться даже от своих духовных интересов, когда этого требует заповедь, например, почитание матери и следование велениям пророка. Здесь слово «нефеш» означает вашу душу, а не только вашу жизнь.
Духовному человеку, руководимому своей Б-жественной душой, легче отдать свою жизнь, чем скомпрометировать свою духовную природу.
Практическое применение этой формы самопожертвования в современной жизни заключается в том, что мы можем заниматься молитвой, изучением Торы и другими духовными формами служения Б-гу, когда возникает конкурирующая потребность помочь другому человеку материально или духовно. Б-жественная душа не хочет отрываться от своего духовного опыта, но она использует силу самопожертвования Яакова, чтобы игнорировать этот духовный интерес, чтобы оказать услугу, материальную или духовную, другому.
Теперь мы можем понять, почему Тора упоминает этих трёх животных, намекая на заслуги праотцов. Смысл в том, что мы можем заставить нашу животную душу пожертвовать своими материальными или даже духовными интересами ради других.
Это объясняет, почему Тора требует подождать до восьмого дня, прежде чем предлагать животное. Цель жертвоприношения — отдать собственное животное. Эта сила жертвенности, означающая выход за пределы своей природы, связана с числом восемь. Как объяснялось, число восемь представляет собой выход за пределы природы, за пределы числа семь, символа естественного порядка.
Окончательное жертвоприношение животной души человечества произойдет в Эру Мошиаха, которая также связана с числом восемь. Это даст возможность всему миру преобразить и возвысить наши животные души.