Б-г сказал Моше на горе Синай: «Передай сынам Израиля, что когда придёте в землю, которую Я даю, эта земля должна будет покоиться покоем Г-споду».
Необходимо понять, почему Тора упоминает гору Синай именно в отношении этой заповеди субботнего года («шмита»). И хотя наши мудрецы, благословенной памяти (см. РАШИ) сказали, что это учит нас тому, что как общие принципы и детали субботнего года были сообщены Моше на Синае, так ему были сообщены там общие принципы и детали всех заповедей, тем не менее место нашему вопросу остаётся: почему Тора учит нас этому именно посредством заповеди «шмита», а не посредством первой или последней заповеди Торы?
Возможно, ответом на данный вопрос является то, что поскольку в стихе Торы упоминается подарок в виде земли, как сказано: «Земля, которую Я даю…», в связи с этим было необходимо упомянуть «на горе Синай», чтобы сказать, что именно благодаря горе Синай, то есть тому, что евреи там приняли, то есть Торе, окончательно был сделан подарок в виде земли, поскольку Всевышний даровал евреям Землю Израиля именно при условии, что они примут и будут соблюдать Тору.
Дополнительное объяснение этой связи основывается на том, что сказано в трактате «Авода Зара» (20а), и так постановляет РАМБАМ («Законы приобретения во владение и дарения» 3:11): «Запрещено давать безвозмездный подарок идолопоклоннику».
Поэтому Всевышний не даровал евреям Землю Израиля пока они не приняли Тору на Синае, поскольку до того момента закон в отношении них был как закон в отношении идолопоклонников. И только после того, как евреи приняли Тору на Синае, даровал Он им Землю Израиля.
На основании этого становится понятным почему после слов: «Когда войдёте в Землю Израиля», сказано «которую Я даю», ведь и так ясно, что это именно Он даёт Землю Израиля, и никто иной, и также ясно, что речь идет именно о Земле Израиля, ведь невозможно было ошибиться и сказать, что евреи собирались войти в какую-то другую землю.
(А ведь в главе «Кдошим» сказано (19:23): «Когда войдёте в Землю, и посадите дерево плодоносное…» и там не уточняется кто дарует землю и о какой земле идёт речь.)
Ответ на это даёт объяснение, которое мы привели выше: Всевышний дал евреям Землю Израиля в качестве подарка только после того, как они приняли Тору, поэтому и сказано: «Которую Я даю вам» — после принятия Торы на Синае.
На основании этого объяснения также становится понятным почему в качестве обобщения специального закона («биньян ав») в отношении всех заповедей Торы была выбрана именно заповедь «шмита». Ведь то, что как общие принципы всех заповедей, так и их детали были сообщены на Синае, Всевышний пожелал сообщить на примере заповеди, которую можно исполнить только в Земле Израиля.