СБП. Дни Мошиаха! 14 Сивана 5784 г., пятый день недели Баалотха | 2024-06-20 02:38

Шагнуть из изгнания в Освобождение

В каждом изгнании есть освобождение; в каждом плохом есть хорошее; в каждой сложной жизненной ситуации есть момент позитива. Наша проблема в том, что мы не видим добра и не чувствуем позитива.

Перевод: Д. Беляев 14.05.2024 229 мин.

Начнем с шутки. Накануне Симхат-Тора в одной из газет Газы появилось объявление: «Продается квартира. Пятикомнатная квартира в центре Газы». На следующий день: «На самом деле, только четыре комнаты». Через два дня: «Поправка. Теперь это три комнаты». К концу недели: «Спальня с открытой верандой». На исходе субботы: «Уже это не актуально».

Взлеты и падения

На этой неделе мы будем читать недельную главу «Бэар», а после субботы наступит Лаг ба-Омер, день вознесения души рабби Шимона бар Йохая.

В еврейском календаре нет случайностей. Каждая календарная смена в календаре имеет смысл и учит нас важному посланию в нашем служении Всевышнему. Какой урок мы можем извлечь из сопоставления недельной главы «Бэар» и Лаг ба-Омера, и что это добавляет к главному служению нашего поколения — привести Освобождение?

Недельная глава «Бэар» парадоксальна. С одной стороны, название «На гора», указывает на высоту и возвышенность. Эта гора — Синай, на которой была дана Тора и благодаря которой еврейский народ возвысился и стал избранным народом. С другой стороны, недельной главы — это хронологический спуск, от одного плохого поступка к другому. Как говорит РАШИ: «Если человек жаждет денег и подозревается в [незаконном занятии бизнесом с продуктами] седьмого года… он в конце концов [окажется без средств к существованию и] будет вынужден продать свои личные вещи… ему в конце концов придется продать свое наследство, ему в конце концов придется продать свой дом… ему в конце концов придется занимать деньги под проценты… он [будет вынужден продать себя] даже нееврею».

Тора описывает, как еврей, оступившийся в грехе, падает вниз, теряет свое имущество, дом, продает себя и опускается на самое дно, так что его горький конец — он даже продается идолопоклоннику!

Отрывок из книги пророков также звучит парадоксально. Мы читаем историю пророка Ирмияу незадолго до разрушения Иерусалимского Храма. В это время Ирмияу находится в тюрьме, куда его посадил еврейский властелин за его суровые пророчества в адрес еврейского народа. Б-г велит Ирмияу купить поле у его двоюродного брата, Ханамаэля бен Шалума. Поле стоило очень много и это было накануне разрушения Иерусалимского Храма. Ирмияу положил купчую в глиняный кувшин, который долго хранится, и сказал людям, что наступит день, когда мы вернемся в землю, и это будет доказательством того, что поле принадлежит ему.

Это настолько странно, что даже Ирмияу с трудом в это поверил. Представьте себе европейского миллионера, который хочет приобрести недвижимость в Земле Израиля, в частности на осажденном севере, в районе Кирьят-Шмоне и Метуллы. Или же он ищет недвижимость в Нир-Озе или кибуце Беэри. Вам не кажется, что он сошел с ума?

Время — перед разрушением Иерусалимского Храма, а Ирмияу занят покупкой земли в качестве будущей инвестиции. В чем здесь послание для нас, живущих сегодня?

Начните жить в полную силу

В этой истории мы видим, что Б-г хочет, чтобы Ирмияу жил жизнью Освобождения в разгар изгнания. Он говорит ему: «Поднимись над своими чувствами и живи с верой в будущее Освобождение. Делай это не только в мыслях, но и на деле!» Б-г велит ему взять деньги и купить имущество. Б-г просит Ирмияу, реалистичного человека, живущего в этом мире, пророчествовать о разрушении Иерусалимского Храма, одновременно игнорируя все это, веря в правду и вкладывая деньги!

Как можно ожидать от человека такой жизни? Откуда мы черпаем силы, чтобы искренне верить и преодолевать то, что видим вокруг себя? Ответ кроется в… Лаг ба-Омере! РАШБИ также прожил парадоксальную жизнь. С одной стороны, он ужасно страдал. Он прятался в пещере тринадцать лет! Вы когда-нибудь пробовали находиться в пещере тринадцать лет, имея в запасе только плоды рожкового дерева и воду, погружаясь в песок без одежды, будучи оторванным от семьи и человеческой жизни?

С другой стороны, Алтер Ребе сказал, что «для таких возвышенных душ, как душа РАШБИ, Иерусалимский Храм не был разрушен». Он ничего этого не чувствовал! Он жил так, как будто Иерусалимский Храм существует, еврейский народ находится в своей стране, и все хорошо! Как такое может быть?

РАШБИ — тот, кто открыл скрытую Тору здесь, в мире, и в то же время он был одним из великих мудрецов в раскрытой Торе. Было много мудрецов, изучавших скрытую часть Торы, и еще больше тех, кто изучал раскрытую часть Торы; особенность РАШБИ в том, что он объединил оба направления, раскрытую и скрытую, «Зоар» и Мишну. Он раскрыл скрытую Тору внутри открытой части Торы.

Скрытая Тора, каббала, то, что открыл РАШБИ, — это то, что дает человеку силу и подъем, чтобы преодолеть трудности, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Когда вы соединяете скрытую и отрытую части Торы, скрытые вещи в жизни раскрываются!

В каждом изгнании есть освобождение; в каждом плохом есть хорошее; в каждой сложной жизненной ситуации есть момент позитива. Наша проблема в том, что мы не видим добра и не чувствуем позитива. Мы можем верить в это, можем понимать это, но мы не чувствуем этого, мы не живем этим. Оно скрыто от нас, вне нас, небесное и абстрактное. РАШБИ своим учением выводит скрытое на поверхность, как в Торе, так и в мире, вплоть до нашей реальной материальной жизни.

Это правда, что он долгое время находился в пещере и очень страдал, но он не чувствовал всего этого. Он жил с той положительной стороной, которая есть, с тем моментом Освобождения, который существует в любой ситуации. Он не только верил и знал разумом, что все хорошо, он жил и чувствовал это.

Теперь мы можем ответить на вопросы и объяснить противоречия, которые мы обнаружили в недельной главе и отрывке из книги пророков. Недельная глава называется «Бэар», потому что благодаря Торе, данной на горе Синай (особенно скрытой части Торы), еврей способен преодолевать трудности в любой ситуации. Даже когда он теряет свое имущество, деньги и честь, даже когда он находится в самом тяжелом изгнании — в рабстве у проклятого гоя, поклоняющегося идолам, — он способен посмотреть изгнаннику в глаза и сказать: «В этом, я вижу Освобождение!»

В отрывке из книги пророков мы видим, как еврей, наделенный силой повеления Б-га, может вести себя в манере Освобождения даже в самой похожей на изгнание ситуации.

И хотя никто из нас не является РАШБИ, РАШБИ наделил этой силой своих учеников и тех, кто продолжает его путь, — не только тех, кто сидел на его уроке тогда, но и тех, кто изучает его учение, скрытую Тору, сегодня.

Вышеприведенный урок иллюстрирует история из Мидраша, которую Ребе рассказал в этой беседе, о РАШБИ и его способности давать нам силы для преодоления трудностей. Один из учеников рабби Шимона уехал за город и разбогател. Его ученики увидели его, позавидовали ему и тоже захотели покинуть Землю Израиля. Рабби Шимон привел их в долину и воскликнул: «Долина, долина, наполнись золотыми монетами», — и она наполнилась. Он сказал им: «Если вы хотите золота, вот вам золото, берите его! Но вы должны знать, что тот, кто берет сейчас, забирает свою часть в Грядущем мире, ибо награда за Тору — только в Грядущем мире».

Ребе объяснил, что большой смысл этой истории в том, что РАШБИ действительно достал золотые монеты для своих учеников, даже для тех, кто был больше заинтересован в деньгах, чем в изучении Торы, что выражает способность РАШБИ поднимать на свой высокий уровень даже людей, которые все еще находятся в изгнании.

Ребе заключает, что РАШБИ передал это своим ученикам и последующим поколениям и вложил это в скрытую Тору, которая была раскрыта с пониманием и интеллектуальным восприятием через учение ХАБАД. Особенно в этом последнем поколении, поколении Мошиаха, которое будет «подобно поколению РАШБИ», изучая скрытую часть Торы, все положительные духовные связи будут притянуты в физическое пространство с видимой и раскрытой добротой.

В заключение мы расскажем о РАШБИ нашего поколения, Любавичском Ребе ШЛИТА Короле Мошиахе, и о том, как он уже видит Освобождение в разгар изгнания.

В начале восьмидесятых годов прошлого века Ребе попросил нескольких своих хасидов обратиться к власть имущим в Израиле и попросить их начать готовить города к приему тысяч русских евреев, которые вскоре начнут эмигрировать туда. В то время Советский Союз представлял собой одну большую тюрьму. Еврей, которому удавалось получить выездную визу и уехать на Запад, считался ходячим чудом, и все же Ребе просил построить тысячи квартир.

Предложение Ребе было воспринято как шутка. Но в конце концов, как мы все знаем, железный занавес опустился, и в Израиль хлынули сотни тысяч русских евреев, которых не знали, куда пристроить…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter