СБП. Дни Мошиаха! 7 Сивана 5784 г., пятый день недели Насо | 2024-06-13 09:58

Восхождение на высоты во время Освобождения

Вероятно, многие из нас удивлены, услышав об этих невероятных размерах, но учение хасидизма объясняет спор между рабби Меиром и рабби Йеудой в гораздо более глубоком смысле.

Перевод: Д. Беляев 02.05.2023 448 мин.

Сначала шутка. Что ответил невысокий человек доктору, когда наконец то попал к нему на прием? «Может, я и невысокий, но, по крайней мере, у меня гигантское терпение!»

Разница в росте

На этой неделе мы будем учить главы «Беар—Бехукотай», которые завершают книгу «Ваикра». Главная тема главы «Бехукотай» — это, безусловно, награда и наказание. Недельная глава открывается многочисленными обещаниями о будущих благах, которых еврейский народ удостоится за изучение Торы и выполнение заповедей: дождь вовремя, изобилие зерновых и пропитания, мир и безопасность, и т.д. После этого — «менее приятные новости» о том, что произойдет, если мы не выполним…

Частью величайших обещаний Освобождения являются слова (26:13): «И Я поведу тебя с высоко поднятой головой». Согласно Талмуду (трактат «Бава Батра» 75а и «Санедрин» 100а), этот стих объясняется как описание роста людей во время Освобождения. Сегодня человек ростом два метра считается высоким, даже очень, но во время Освобождения все изменится, причем сильно!

Талмуд приводит спор между рабби Меиром и рабби Йеудой о нашем будущем росте, суть которого основана на толковании выражения «с высоко поднятой головой». Согласно рабби Меиру, рост человека во время Освобождения составит 200 ама (около 100 метров по словам р. Авраам-Хаим Наэ), то есть в два раза выше, чем рост Адама первого человека, который был ростом в 100 ама. Согласно МААРША, одному из величайших толкователей Агады, рабби Меир учит это из формы множественного числа слова «комемиют», которое намекает на удвоенные числовые значения роста, что в два раза превышает рост Адама.

Согласно рабби Йеуде, будущий рост человека будет (всего лишь) 100 ама (высота Святая Святых вместе с его стенами во Втором Храме). Рабби Йеуда доказывает это на основании стиха из Псалмов Давида (144:12): «Ибо сыновья наши, как саженцы, выросшие в молодости их, дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах».

Из этого стиха мы учим еще одну важную вещь. Мы могли бы подумать, что это необычное обещание о нашем огромном росте в эпоху Освобождения относится только к мужчинам. Ведь в эпоху Освобождения мы вернемся к жизни, которая была до греха Адама, с той же духовной чистотой и физическим совершенством, с той же святостью и возвышенностью, и вполне логично, что наш физический рост станет таким, каким он был в те времена. Но что же будет с женщинами? Какого роста была Хава? Была ли она такой же высокой?

Из этого стиха в Псалмах мы учим, что не только «сыновья наши, как саженцы», которые растут, но и дочери наши подобны форме Святая Святых! Женщины и девушки также вырастут до невероятных высот, так как сложно представить себе свадьбу между стометровым мужчиной и женщиной ростом в полтора метра… У нас также будет равноправие во время будущего Освобождения!

Вернемся к тому, что говорят мудрецы Мишны. По мнению комментаторов, рабби Йеуда понимает выражение «с высоко поднятой головой» в нашей недельной главе как одно числовое значение роста (пишется без «вав»), поэтому он придерживается мнения, что рост человека будет только 100 ама, а не 200. Как сказано в «Учении коэнов» по поводу этого стиха: «Рабби Йеуда говорит 100 ама, так же как Адам первый человек».

Требования к росту

Вероятно, многие из нас удивлены, услышав об этих невероятных размерах, но учение хасидизма объясняет спор между рабби Меиром и рабби Йеудой в гораздо более глубоком смысле. В потрясающей беседе Ребе ШЛИТА объясняет духовную составляющую и внутреннюю суть происходящего.

У еврейского народа есть два типа служения Всевышнему. Есть служение праведников, чья цель — привлечь в этот мир высочайший свет и откровения. Это служение, которое состоит в привлечении Б-жественного света сверху вниз. Б-жественный свет Всевышнего привлекается Свыше в этот нижний мир. Учение хасидизма называет такое служение «прямым светом».

Служение «баалей тшува» состоит в том, возвышать физические объекты, которые не обладают собственной святостью, и превращать их в святые, хорошие вещи. Это служение, которое совершается снизу вверх, т.е. физический мир внизу становится усовершенствованным, очищенным и возвышенным. Учение хасидизма называет это «отраженным светом».

У каждого из них есть достоинство, которое не присуще другому. Достоинство служения праведников — в уровне света. Свет, который раскрывается Свыше, явно бесконечен и содержит все Б-жественные откровения и уровни святости, которых человек не смог бы достичь самостоятельно. Преимущество служения «баалей тшува» состоит в том, что Б-жественный свет пронизывает мир. Мир становится более совершенным, именно поэтому свет проникает вовнутрь. Он пронизывает реальность и сущность мира и становится неотъемлемой частью его. Проблема в том, что эти два вида служения противоположны и оба не могут одновременно присутствовать в полном объеме в одном человеке.

Уникальное новшество Освобождения в том, что в это время эти два вида служения объединятся, и у каждого еврея будет и то, и другое! Спор между рабби Меиром и рабби Йеудой заключается лишь в том, как они объединятся!

Число 100 представляет совершенство, десять сил души, каждая из которых состоит из десяти. И рабби Меир, и рабби Йеуда согласны с тем, что каждая еврейская душа будет полностью соединять в себе как служение праведников (100 ама и 100%), так и служение «баалей тшува» (100 ама и 100%). Разногласия заключаются в том, как проявится это единство двух противоположностей. По мнению рабби Меира, они объединятся только в духовном измерении души человека, но физически, в теле человека, объединить эти две противоположные склонности невозможно, поэтому каждая форма служения будет проявляться по отдельности. Каждая из них будет расширяться и распространяться на 100 ама, поэтому рост человека составит 200 ама, по 100 для каждой формы (служения).

Рабби Йеуда придерживается мнения, что эти две формы служения станут единым целым. Каждое действие человека будет синтезом как «прямого света», так и «отраженного света». Это единство будет пронизывать внутреннюю реальность физического тела, поэтому он придерживается мнения, что рост человека будет составлять всего 100 ама, потому что в эти 100 ама будут включены два «роста» в полном смысле этого слова: праведников и «баалей тшува»!

Это также причина, по которой рабби Йеуда основывает свой подход на высоте Святая Святых и его стен, потому что источником этой парадоксальной способности объединять две полные противоположности является Храм, место, в котором многие противоположности соединились. Например, Храм был построен человеком, снизу вверх — «и сделают Мне святилище». С другой стороны, святость Храма спускается сверху: «и Я буду обитать в них». Другой пример: «Место Ковчега не имеет измерений». Ковчег имел размеры, два с половиной ама, но он не занимал никакого пространства, что противоречит всему, что мы знаем о реальности. Объясняется это тем, что Храм был местом, объединяющим законы природы и сверхъестественное, время и то, что за гранью времени, пространство и то, что за рамками пространства.

Мы также видим это в именах мудрецов. Возможность объединить две противоположности проистекает от самой Сущности Творца. Все другие духовные уровни имеют определенные ограничения (даже бесконечный свет Б-га имеет определенное ограничение в том, что он ограничен, будучи неограниченным). Только сама Сущность Творца, которую нельзя определить никакими ограничениями или категоризацией, может объединить абсолютные противоположности. Имя рабби Меира указывает на то, что он является воплощением Б-жественного света. Как было сказано выше, даже безграничный Б-жественный свет не может полностью объединить служение праведников и служение «баалей тшува». Поэтому рабби Меир придерживается мнения, что рост человека во время Освобождения составит 200 ама.

Рабби Йеуда воплощает покорность и полное подчинение перед Б-гом, с помощью которого человек «постигает» саму Сущность Творца, насколько это возможно. Поэтому рабби Йеуда придерживается мнения, что высота человека составит 100 ама, поскольку он объединит в себе служение праведников и «баалей тшува».

В завершение мы расскажем историю о праведнике и «баалей-тшува». Один человек пришел к Баал-Шем-Тову и горько заплакал. Его сын был смертельно болен, и врачи отчаялись его вылечить.

Баал-Шем-Тов немедленно позвал ученика и попросил его собрать миньян из десяти воров. «Воров?» — удивился ученик. Баал-Шем-Тов кивнул.

Он обошел весь город, нашел вора Моше и убедил Давида тоже прийти. После долгих усилий и трудностей ему удалось собрать миньян из десяти воров. После разговора с Баал-Шем-Товом воры помолились, произошло чудо, и мальчик выздоровел.

Все были поражены чудом. Почему Баал-Шем-Тов хотел, чтобы в миньяне были именно воры, а не праведники или хотя бы обычные, хорошие люди? Наконец, один из учеников осмелился спросить.

Баал-Шем-Тов объяснил. Состояние мальчика было настолько тяжелым, что ворота на небесах были заперты, и он решил, что только воры способны пробраться внутрь.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter