СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 8 Нисана 5783 года, пятый день недели, гл. Цав | ГОД СОБРАНИЯ | 2023-03-30 01:11

На земле не будет хищных зверей

Рабби Йеуда считает, что в будущем на земле вообще не будет хищных зверей. Иного мнения придерживается рабби Шимон, утверждавший, что все хищники останутся и в мире грядущем, но они не будут хищными.

13062 (1)
Источник: «Ликутей Сихот» том 7, стр. 188-195
На земле не будет хищных зверей
На земле не будет хищных зверей

Первые два раздела главы Торы «Бехукотай» посвящены описанию благ, которые Всевышний обещает еврейскому народу, если он будет блюсти и исполнять заповеди, дарованные ему у Синайской горы. Там, в частности, имеется такой стих («Ваикра» 26:6): «И водворю Я мир на земле, и будете лежать без тревоги, и изведу лютого зверя с земли, и меч не пройдет по земле вашей».

В сборнике «Торат коаним» приводится спор между двумя видными учеными относительно слов «и изведу лютого зверя с земли».

Рабби Йеуда считает, что в будущем на земле вообще не будет хищных зверей. Иного мнения придерживается рабби Шимон, утверждавший, что все теперешние хищники останутся и в мире грядущем, но они не будут хищными. «Что более к чести Создателя: когда нет вредителей или когда есть вредители, но они не вредят?» — аргументирует свое мнение рабби Шимон.

В доказательство своей правоты ученый приводит также известные слова пророка Исайи о времени Мошиаха (11, 6–9):

И волк будет жить (рядом) с овном, и леопард с козленком будут лежать рядом, и телец, и львенок, и тучный бык вместе, и отрок малый будет вести их. И телица с медведицей будут пастись и вместе укладывать своих детенышей, и лев, как скот, будет есть солому. И будут играться младенец у норы кобры, и к глазу гадюки ребенок протянет руку. Не будут злодействовать и истреблять на всей Моей святой горе, ибо полна земля знанием Б-га, как вода море покрывает.

Не все, однако, понимают вышеприведенный текст буквально. Так, великий Маймонид в заключительной главе своего Кодекса, рассуждая об эпохе Мошиаха, говорит:

Не думай, что в дни Мошиаха устранится что-либо в мировом порядке или будет что-либо новое во Вселенной. Мир будет существовать, как обычно. А то, что сказано у Исайи: «И волк будет жить (рядом) с овном, и леопард — рядом с козленком лежать» — это аллегория и притча. Смысл ее в том, что евреи будут жить в безопасности вместе со злодеями-язычниками, аллегорически называемыми волком и леопардом... И все вернутся к истинному Закону, и не будут грабить и уничтожать, но будут спокойно довольствоваться дозволенным вместе с евреями, как сказано: «и лев, как скот будет есть солому...»

Подобного же мнения придерживается и известный комментатор Писания Эвен-Эзра, утверждающий в своем комментарии к Исайе, что картина, описанная пророком, является аллегорическим изображением всеобщего мира, который будет царить по приходе Мошиаха.

И все же довольно много еврейских ученых всех времен разделяют точку зрения упомянутого выше рабби Шимона, понимающего рассказ пророка буквально. Так, известный еврейский мыслитель и толкователь Торы, рабби Моше бен-Нахман (РАМБАН), живший примерно в ту же эпоху, что и Маймонид, как и последний, был прекрасным знатоком не только религиозных, но и светских наук, комментируя процитированные выше слова, приводит мнение рабби Шимона, которое он считает верным:

Ибо земля Израиля во время соблюдения заповедей будет такой, каким был мир до греха Адамова, когда ни зверю, ни гаду не дано умертвить человека... и об этом говорит Писание: «...и будет играться младенец над норой кобры...» Ибо хищность появилась в диких зверях исключительно из-за греха человека, которому присуждено было стать добычей для их клыков. Хищность стала их натурой, чтобы терзать и друг друга... Но в рассказе о сотворении мира о зверях сказано, что в пищу им были даны растения; это свойство, данное им навеки. Лишь из-за греха научились они хищности... А когда земля Израиля достигнет совершенства, уничтожится зло в их поведении, и они останутся при своей первичной природе, данной им при создании... И поэтому говорит Писание о днях избавителя, который изойдет из рода Ишая, что миру тогда возвратится спокойствие и животные и гады лишатся хищности и свирепости, как это было в их изначальной природе.

Гениальное объяснение этому кажущемуся различию между взглядами законоучителей дает Любавичский Ребе Король Мошиах. Он доказывает, что согласно РАМБАМу Эру Мошиаха можно разделить на два периода. Первый — когда естественные законы природы останутся неизменными, и второй — когда мир преобразится самым чудесным и непредсказуемым образом.

Опубликовано: 22.05.2005Комментарии: 1
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter