СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 11:19

Второй день праздника Шавуот в Освобождении

Главный вопрос, связанный с Освобождением, состоит в том, что произойдет потом? Будем ли мы продолжать праздновать второй день праздника или нет?

Перевод:Д. Беляев 16.05.2023 588 мин.

Эта суббота будет двойной. В Земле Израиля будут учить недельную главу «Насо», а за пределами Израиля это будет второй день Шавуот. В течение следующих нескольких недель будут разные недельные главы для тех, кто живет в Израиле и за его пределами, вплоть до недели «Хукат-Балак», когда мы сравняемся. Это учит нас важному уроку о праздновании праздников в эпоху Освобождения.

Каждый ребенок учит, что до того, как был утвержден наш календарь, Санедрин освящал месяц на основании показаний кошерных свидетелей, видевших новолуние. После чего они размахивали факелами на горных вершинах, чтобы возвестить все еврейские общины о том, что наступил новомесячье.

После того, как саддукеи и бейтусы (вероотступники) начали противостоять мудрецам в отношении установленных праздников и стали размахивать факелами в разные дни, чтобы запутывать людей, этот обычай был отменен, и возвещение о наступлении новомесячья стало передаваться через гонцов.

Однако возникла серьезная проблема. Во многих местах, например, в Вавилоне и Риме, расположенных далеко от Иерусалима, было беспокойство, что посланники не успеют добраться туда вовремя. Поэтому мудрецы ввели дополнительный день праздника как «день сомнения», на который распространялись все законы праздника. Это было сделано для того, чтобы предотвратить осквернение праздника.

Хотя первоначальная причина принятия этого закона уже перестала быть актуальной с тех пор, как освящение нового месяца перестали совершать с помощью свидетелей и был установлен календарь, мы по-прежнему празднуем два дня праздника за пределами Израиля, поскольку Талмуд («Бейца» 4б) учит: «Береги обычаи предков твоих, которые дошли до тебя», чтобы ситуация не вернулась к своему проблематичному состоянию. В частности, из-за опасения, чтобы правительство не приняло постановления против изучения Торы, и люди снова не ошиблись в том, когда в том или ином месяце добавляется день.

Главный вопрос, связанный с Освобождением, состоит в том, что произойдет потом? Будем ли мы продолжать праздновать второй день праздника или нет?

С одной стороны, в эпоху Освобождения еврейский календарь, которым мы пользуемся, будет отменен, и мы сможем вернутся к установлению месяцев на основании показаний свидетелей. Если так, то, возможно, нам нужно будет продолжать соблюдать второй день, так как могут возникнуть другие сомнения. С другой стороны, сегодня, с современными технологиями и коммуникациями, не будет никаких проблем с определением правильной даты. Кроме того, в эпоху Освобождения еврейский народ будет жить в Земле Израиля, поэтому ему не нужно будет передавать точную дату (даже если кто-то будет настаивать на том, чтобы послать гонцов с лошадьми и повозками). Так что, возможно, Санедрин в эпоху Освобождения отменит это старое постановление.

Интересно отметить, что первым, кто занялся изучением этого вопроса, был автор книги «Хатам Софер», и его главное доказательство основано на втором дне Шавуот!

Он дает ответ «мудрецу», который предписывает послабления во второй день Шавуот, и отвечает, что, наоборот, второй день Шавуот очень важен, в еще большей степени, чем другие праздничные дни. Это объясняется тем, что когда мудрецы ввели второй день для всех праздников, они сделали это из-за «из-за сомнения какой день является праздником», но в Шавуот никогда не было сомнений, потому что Шавуот приходится на пятидесятый день (от Песаха). Это зависит не от того, когда наступает новомесячье Сивана, а от того, когда наступает новомесячье Нисана! К Шавуоту они уже должны были знать, какой день Санедрин постановил объявить новомесячье Нисана.

Причина установления второго дня Шавуот только в том, чтобы «не делать различий между праздниками», говорит РАМБАМ, то есть чтобы Шавуот не отличался от Песаха и Суккот. А поскольку второй день Шавуота появился не из-за сомнения, а из-за постановления мудрецов, он имеет юридическую силу неоспоримого решения!

Ребе ШЛИТА указывает на это новшество «Хатам Софера» (в беседе в Симхат-Тора 5749 г.) и добавляет, что это вполне может относиться и к будущему Освобождению. «Поскольку еврейский народ делал это на протяжении многих поколений, есть основания утверждать, что он будет продолжать делать это, праздновать… второй день, даже если в то время не будет никаких сомнений относительно даты (поскольку они смогут объявить об освящении месяца сразу же, повсюду), подобно тому, как мы находим, что мы празднуем второй день Шавуота, даже если нет сомнений».

Поскольку у нас есть явный пример второго дня праздника, который мы вскоре будем праздновать (не из-за сомнения, а) с уверенностью, и это только благодаря постановлению мудрецов, то можно сказать, что и в эпоху Освобождения мы также будем продолжать праздновать с уверенностью, уверенностью «обычаев предков наших, которые дошли до нас!»

Тем не менее, это еще не все. Есть еще одно доказательство из другого места в «Хатам Софер»! В своих открытиях по трактату «Бейца» он приводит интересное объяснение старого вопроса гаона и каббалиста, рабби Менахем-Азарии (РАМА) из Фано, одного из величайших мудрецов Италии. Вопрос в том, что первый Шавуот в истории не был в пятидесятый день! Если вы сделаете вычисления, то увидите, что дарование Торы было в пятьдесят первый день! Почему же тогда мы празднуем дарование Торы в пятидесятый день, если это не тот день?

РАМА из Фано объясняет, что «это даёт намек на второй день праздника в диаспоре». То есть, поскольку дарование Торы было за пределами Земли Израиля, в Синайской пустыне, где праздник нужно праздновать два дня (пятидесятый и пятьдесят первый дни), Б-г намекнул на Свое согласие с постановлением мудрецов последующих поколений, даровав Тору на один день позже. Это означало, что Он одобряет наше празднование еще одного дня — второго дня Шавуот!

Это интересно, умно, убедительно и даже радикально… но «Хатам Софер» возражает против этого объяснения и отрицает его. «Не дай Б-г упоминать во время нашей радости, дарования Торы, о втором дне праздника в диаспоре! В день, когда мы стали свободными от народов мира, кто вообще будет упоминать о нем?» Разве можно упоминать об изгнании во время дарования Торы? Дарование Торы — это время свободы и Освобождения, а не рабства и изгнания!

Он предлагает намного более позитивное объяснение, которое гораздо более «хасидское». «Скорее, мы вынуждены сказать, что это намек на праздник финального Освобождения, счастлив тот, кто ожидает и видит его появление». Это намек на второй день праздника в эпоху Освобождении, а не в изгнании! Б-г намекнул нам еще во время дарования Торы, что мы будем праздновать второй день праздника в эпоху Освобождения! Откуда мы учим это? Из второго дня Шавуот!

В завершение мы расскажем историю, которая произошла на второй день Шавуот, в день, когда был сожжен граф Потоцкий, освящая Имя Всевышнего. Это известная история про Авраама бен Авраама, сына дворянина, которого отец отправил учиться в Париж. Однажды он зашел в таверну, владельцем которой был пожилой еврей, использовавший каждую свободную минуту для изучения Торы. Любопытный молодой граф спросил, что он изучает, и тот дал ему длинное объяснение. Граф был восхищен. Он продолжал посещать таверну и много разговаривал с хозяином.

Граф решил оставить христианство и перейти в иудаизм. Старик пытался отговорить его, опасаясь за свою жизнь, но Потоцкий был настроен решительно. Старик написал рекомендательное письмо раввину Амстердама, в том месте церковь не была настолько влиятельна. В Амстердаме Потоцкий прошел гиюр и был назван «Авраам бен Авраам».

Он совершил много путешествий и странствий, пока не прибыл в Вильно в Литве, где он сидел и учился с большим старанием в доме учения рабби Элияу, гаона из Вильно.

Тем временем семья Потоцких разыскивала своего сына и хотела проучить его. Когда еврейские главы в Вильно узнали об этом, они сказали Аврааму, что он должен отправиться в маленький городок под названием Илья, в котором, по их мнению, его не найдут.

К сожалению, все закончилось не очень хорошо. Непослушный ребенок плохо вел себя в доме учения, и Авраам сделал ему замечание. Отец мальчика в гневе сообщил властям, где прячется пропавший граф. Авраам выдержал несколько недель пыток и, после этого, был сожжен заживо на второй день Шавуот. Злодеи не хотели предавать его прах земле, но один из жителей Вильно, рискуя собой, подкупил одного из палачей, который отдал ему часть праха, который был захоронен на местном кладбище.

Завершим на позитивной ноте. По случаю приближающегося праздника Шавуот, пусть мы вместе со всеми евреями заслужим, согласно формулировке Ребе РАЯЦа получить Тору с радостью и проникновением.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter