Тора гласит: «Говори Аарону и скажи ему: Когда возжигаешь лампады, то к лицу светильника будут светить семь лампад. Фактический дословный перевод слов «Когда возжигаешь лампады» означает: «Когда ты поднимешь светильник вверх».
РАШИ объясняет этот необычный способ указания того, что он должен зажечь светильники. Это было указание Б-га, чтобы гарантировать, что лампада должна оставаться зажженной сама по себе. Это означает, что когда Аарон зажигает светильник, он не должен постоянно поправлять фитиль, добавлять масло или делать что-то еще, чтобы лампада оставалась зажженной. Пламя должно подниматься вверх без всякого вмешательства.
Ребе использует это объяснение в качестве указания о нашей задаче: освещать жизнь других людей светом Торы и заповедей.
Однако есть два подхода к тому, чтобы нести свет другим. Один может зажечь душу другого и позволить этому вдохновению угасать, требуя постоянной подпитки. Нужно вдохновить их так, чтобы чтобы они могли встать на свои собственные ноги.
Этот подход Ребе повторил в своем комментарии к первой Мишне из трактата «Авот», что люди Великого собрания сказали три вещи: «Будьте обдуманны в суждениях, воспитывайте много учеников и создайте ограду вокруг Торы».
На первый взгляд, это указание была дано для того, чтобы направлять раввинов, которые в первую очередь были судьями, в их суждениях о людях. Обдуманность в суждениях означала, что они не должны поспешно принимать решения вины или невиновности, основываясь на сходстве с другими случаями. Точно так же раввин или судья может захотеть допустить только элитных учеников в зал суда или академию. Поэтому мудрецы советуют открыть двери для многих учеников. Создание ограды вокруг Торы было адресовано раввинам, чтобы они издали дополнительные законы, защищающие существующие законы Торы.
Однако Ребе применил вышесказанное к каждому учителю, да и вообще каждому еврею, которому поручено делиться своими знаниями с другими.
Первый урок — быть взвешенным в суждениях. Не стоит поверхностно оценивать будущего ученика и делать поспешные выводы о его статусе и пригодности в качестве ученика. Убедитесь, что вы понимаете достоинства и недостатки своего ученика, чтобы уметь обучать его на его уровне и с наибольшей пользой для него.
«Воспитывайте много учеников»
Однако это может вызвать проблему. Если мы должны быть настолько требовательными к методам обучения, мы можем почувствовать, что должны ограничить количество учеников. Если у нас будет слишком много учеников, невозможно будет относиться к ним как к отдельным личностям и учитывать их особые потребности и способности.
Чтобы опровергнуть эту мысль, мудрец продолжает: «Воспитывайте много учеников». Не ограничивайте их число! Что касается проблемы, как можно иметь много учеников и при этом тщательно подходить к их оценке, то ответ таков: «Воспитывай их». Здесь не сказано: «Обучать многих учеников». Здесь говорится о том, что мы должны дать им основу и навыки, чтобы они могли учиться и развиваться самостоятельно, без необходимости постоянно поддерживать их, чтобы они не оступились и не потеряли способность учиться и расти.
Именно об этом говорится в сообщении, приведенном выше что Аарон должен был зажечь светильник таким образом, чтобы пламя поднималось само по себе без необходимости постоянно подправлять его, чтобы оно не погасло.
«Создать ограду вокруг Торы»
Но можно сделать и другой необоснованный вывод. Если мы должны обдуманно подходить к оценке наших учеников и одновременно должны создать много учеников, то мы сможем достичь этих целей, только если смягчим стандарты, чтобы каждый мог усвоить и применить на практике учение, которые мы им передадим.
Чтобы развеять этот ошибочный вывод, мудрец дает третье указание: «Создай ограду вокруг Торы». Не только не следует принижать стандарты Торы, чтобы уместить больше учеников, но и повышать стандарты. Вы добьетесь успеха, потому что позволите ученикам подняться до нужной отметки.
Ученики Аарона
Это троекратное послание повторяется далее: «Будьте подобны ученикам Аарона, любите мир, стремитесь к миру, любите творения и приближайте их к Торе».
Ребе часто подчеркивает, что здесь не сказано: «Приближайте Тору к ним». Это означало бы, что мы должны идти на компромисс и смягчать учение Торы, чтобы угодить людям, которые еще не готовы принять Тору во всей ее полноте. Скорее следует воспитывать их так, чтобы они были близки к Торе.
Анализируя послание Торы касающееся зажигания светильника, мы увидим, что оно содержит все три указания:
1. Роль Аарона заключалась в том, чтобы осветить души всех евреев. Сначала он должен был глубоко проникнуть в каждую душу, чтобы позволить ее свету ярко сиять. Это соответствует учению о том, что мы должны быть обдуманными в суждениях. Не смотрите на внешний вид вашего ученика и не судите о нем, основываясь на этом поверхностном взгляде. Раскройте душу ученика так, чтобы она ярко сияла.
2. Аарон не делал различий. Аарон зажег все семь ветвей Меноры, которые соответствуют семи типам личности. Аарон не делал различий между тем, находился ли еврей близко к центру Меноры или в отдалении от него. Все его светильники были обращены к центру и и тем самым были связаны с ним. Аарон создал множество учеников. Его влияние охватывало всех.
Как ему удавалось поддерживать такое состояние просветления во всех своих учениках? Здесь акцент делается на «поднять их» Аарон позаботился о том, чтобы пламя, которое он разжег, разгоралось само по себе без необходимости постоянно поддерживать пламя.
3. Аарон не шел на компромисс. Как говорит РАШИ, Тора говорит о его похвале за то, что он не отклонился от того, что ему было предписано. Это означает, что Аарон не принижал и не ожидал меньшего от своих учеников. Он не подгонял Тору под них. Напротив, он поднимал их, чтобы они соответствовали Торе.
Б-г отвечает взаимностью
В одной из своих бесед Ребе процитировал учение наших мудрецов из мидраша («Шмот раба» 30:9), что все, что Б-г велит нам делать, Он же и исполняет. Соответственно, раз эти три учения были даны нам Б-гом, то следует, что и Он будет их соблюдать.
«Будь обдуманным в суждениях»
Ребе объясняет, что заповедь «будь обдуманным в суждениях» можно применить к тому, как нас судят «Свыше». Если бы наше поколение, которое так мало духовно, судили поспешно и поверхностно, оно бы не справилось.
Однако если судить нас осознанно и задуматься о причинах, которые привели нас к такому низкому состоянию, в котором мы находимся, результаты будут значительно отличаться.
Первое, что можно сказать в нашу защиту — это общее состояние повышенной духовной темноты, в которой сейчас пребывает мир.
Во-вторых, еще до упадка нашего поколения у нас уже была надежная защита. Само присутствие души в физическом теле оказывает на нее воздействие из-за способности тела идти на компромисс с Божественной истиной. Как однажды заметил знаменитый хасид РАШБАЦ, человек — это «сверхъестественная мудрость, заключенная в мешке с мясом, костями и кипящей кровью».
Если принять во внимание все вышесказанное, а особенно если учесть, что в наши дни и в наш век тьмы стало еще больше, то можно ожидать, что нас будут судить весьма благосклонно. Нас не только не будут обвинять в непотребном поведении, но, более того, похвалят за то немногое добро, которым мы обладаем. Это минимальное количество добра должно вызывать чувство изумления. Невероятно, что, несмотря на все духовные ограничения и препятствия, нам удалось добиться такого успеха.
«И воспитай многих учеников»
Эта положительная оценка нашей ситуации приводит к еще более далеко идущему выводу, выраженному в словах «И воспитай много учеников». Это означает, что Б-г не довольствуется теми из нас, кто в настоящее время является «Твоими детьми, учениками Б-га (Йешаяу 54:13)», но включает в круг Своих учеников и возвышает «многих» других, которые в настоящее время находятся в категории злодеев или даже хуже. Все они переходят в категорию «дети твои, ученики Б-га».
Как тот, кто был так далек от Б-га, становится ближе? Каков механизм, с помощью которого Б-г приводит в Свое лоно даже «чужаков»?
«Сделай ограду вокруг закона»
Ребе отвечает, что для ответа на эти вопросы мудрецы продолжают свое третье указание: «Сделай ограду вокруг закона», что означает просто принятие новых законов. Зачастую препятствия на пути к сближению с иудаизмом кроются в грозном характере некоторых его требований. Человек может испытывать отвращение к стандартным практикам Торы или, образно выражаясь, быть «выключенным» из некоторых основных заповедей.
Чтобы облегчить каждому еврею продвижение по правильному пути, Б-г предоставил нам больше возможностей. Если один из путей в Торе был закрыт для человека, он может найти новый закон, принятый раввинами и санкционированный Торой, и таким образом открыть для себя новый путь в иудаизм.
[Эта идея согласуется с талмудическим утверждением («Макот» 23б): «Б-г хотел одарить еврейский народ заслугами, поэтому Он умножил количество Торы и заповедей». См. комментарий РАМБАМа к Мишне и «Хидушей Агадот» там же].
Процесс в обратном направлении
Хотя система работает в том порядке, как она описана в Мишне, сначала Б-г обдуманно подходит к тому, как Он нас судит. Этот щедрый способ суждения, в свою очередь, ведет к большей вовлеченности, к тому, что Б-г включает в себя даже тех, кто больше всего отступил от Него. Чтобы облегчить их возвращение в иудаизм, Б-г заботится о том, чтобы у них было больше возможностей и путей, «делая ограды для Торы», новые законы и новые возможности.
Можно также увидеть, как этот процесс работает в обратном направлении. Принимая новые законы как ограду вокруг Торы, мы можем достичь цели «воспитать много учеников», что, в свою очередь, приводит к «обдуманности в суждениях».
Возводя ограду вокруг Торы и расширяя границы соблюдения иудаизма, еврейский народ получал больше возможностей для служения Б-гу. Даже те, для кого иудаизм был непривлекателен, найдут в нем что-то, что они смогут принять, когда осознают дополнительные требования, которые на самом деле являются дополнительными возможностями. В результате исполнится «Воспитай много учеников», и гораздо больше евреев станут «Твоими детьми, учениками Б-га».
Благодаря расширению возможностей для связи с Б-гом и сопутствующему увеличению числа учеников Б-га, еврейский народ испытает третий идеал «Будьте обдуманны в суждениях» — ссылку на будущее Освобождение, о котором пророк говорит: «С миром и спокойствием вы будете спасены». В будущем Освобождении, в отличие от исхода из Египта, не будет необходимости спешить. Обдуманными шагами мы все будем идти к Освобождению. Источник: Raise Up Many Students