Говорит пророк (Захария 4:2): «Видел я — вот светильник весь из золота… и семь лампад на нем... и две маслины над ним». И сказано в мидраше (Бамидбар раба 13:8), что пророк Ирмияу сказал (6:30): «Презренным серебром называют их [евреев], ибо Б-г презрел их», пророк Йехезкель сказал (22:18): «Окалиной на серебре стали они [евреи]», но пришел пророк Захария и сказал [о евреях]: «Видел я — вот светильник весь из золота».
Объясняет Алтер Ребе, что из этого мидраша следует, что пророчество Захарии относится не только к грядущему времени, а также и к настоящему, ведь Захария говорит в противовес Ирмияу и Йехезкелю. То есть его слова относятся к тому же времени, что и их слова.
Но как может быть, что Ирмияу и Йехезкель, которые пророчествовали во время Храма, назвали евреев «презренным серебром» и «окалиной на серебре», а Захария, который жил после изгнания евреев в Вавилон, назвал евреев «светильником из золота»?
Для того, чтобы понять это, необходимо сначала объяснить, почему евреев называют золотым светильником. Об этом говорится в главе Торы (Беаалотха 8:4): «И вот устройство светильника: чеканной работы (из) золота, от его основы до его цветка чеканной работы». Объясняет Алтер Ребе, что основа (в оригинале используется слово «бедро») — это самый низкий уровень, о чем сказано (Песнь песней 7:2): «Округления бедр твоих как украшение», а цветок — это самый высший уровень, о чем сказано (Йешайа 27:6): «Расцветет и пустит ростки Израиль». И все вместе они одно целое.
В служении Всевышнему это относится к любви к евреям, но здесь появляется новшество: не только есть низ и верх, нога и голова, каждый из которых обладает присущим ему достоинством, но они образуют одно целое, как объясняется об этом в книге «Тания» (гл. 32). Там говорится: «Кто постигнет вполне величие и достоинство души и духа, корень и источник которых в Б-ге жизни», что у каждой души есть уникальное достоинство. Но кроме этого, «все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге». Это относится к цельному светильнику.
Известно (Авот 1:17), что действие — это самое главное. Это относится также и к светильнику, который намекает на еврейский народ: главное в нем — это семь лампад. Алтер Ребе объясняет, что речь идет о семи аспектах в еврейском народе. Человек был сотворен для того, чтобы служить Творцу, и при этом есть семь ступеней, которые соответствуют семи эмоциональным качествам. Также известно, что в наше время самой основной деятельностью является работа по исправлению человеческих качеств, а исправление разума произойдет в будущем. В этом заключается идея семи ветвей светильника — семь видов работы — семь типов евреев — семь эмоциональных качеств.
Известно, что для осуществления любой работы внизу требуется помощь от Всевышнего. Об этом пишет Алтер Ребе, что семь лампад это души семи пастырей еврейского народа. Идея пастыря связана с руководством, заботой и ответственностью за свою паству. Теперь мы можем понять идею семи пастырей еврейских душ, которые называются паствой (Йехезкель 34:31): «И вы — овцы Мои, овцы паствы Моей человеческой вы». Они (пастыри) оказывают помощь и поддержку еврейским душам. И это актуально также и во время изгнания, как объясняется в книге «Тания» (гл. 42) о Моше-рабейну, который способствует легкому достижению страха перед Б-гом у каждого еврея: «В душе каждого еврея есть нечто от Моше, ибо он Моше — один из семи пастырей, которые привлекают жизненную силу и божественность ко всем вместе душам евреев». Отсюда мы можем понять также и в отношении остальных пастырей, которые оказывают помощь в служении Всевышнему во время изгнания.
Еврейские души называются лампадами, как сказано (Мишлей 20:27): «Душа человека — свеча Б-га». Суть в том, что у лампады есть три части: сама лампада (сосуд), масло и фитиль. Поэтому еврейские души называются лампадами, так как они вмещают в себя масло и фитиль — Тору и заповеди, которые также называются свеча (Мишлей 6:23): «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет». И с помощью того, что еврейские души исполняют Тору и заповеди, они становятся лампадами для освещения всего мира (наподобие непроницаемых окон в Храме, которые называются так, потому что они были узкие внутри и широкие снаружи, чтобы подчеркнуть, что Храму не нужен свет снаружи, а наоборот — он освещает весь мир).
Так вот, раскрытие во время изгнания называется только лампада, но о будущем сказано (Йешайа 60:19): «Но будет тебе Всесильный светом вечным». И объясняется в другом месте разница между лампадой и светом: свет лампады ограничен, а свет солнца является вечным. И так произойдет в будущем, когда Всевышний извлечет солнце из его футляра и все праведники излечатся при этом свете. Это будет раскрытие Имени «Б-г» (солнце) от сокрытия Имени «Всесильный» (щит).
Известно, что в канун субботы мы пробуем от субботних блюд, поэтому уже сейчас происходит раскрытие Имени «Б-г», мера милосердия… И мы удостаиваемся исполнения обещания (Шофтим 19:8): «Б-г Всесильный твой, расширит твой предел, как клялся Он твоим отцам, и даст тебе всю землю, которую обещал Он дать отцам твоим», землю десяти народов, а это привлекается благодаря нынешней работе по исправлению разума с помощью изучения хасидизма ХАБАД с пониманием и постижением. И благодаря распространению этого учения немедленно придет Мошиах!