Когда мы пытаемся всеми силами приблизить и раскрыть Освобождение, то надо сначала подумать, в тех ли местах мы применяем максимально правило рычага или другие законы механики, так ли мы рассчитываем наши усилия, верно ли они направлены.
Реб Мендель Футерфас в свое время говорил: «Затонувший корабль поднимают с самого низа, то есть зацепив по всей его нижней части». В контексте выборки искр это можно понять так: тяни самые нижние, самые рискованные искры, это работа тяжелая и грязная и никто ею заниматься не хочет. Верхние слои много желающих найдется обработать…
Бессмысленно ударять или тянуть, не учитывая законы, рваться к цели, игнорируя то, что говорит тебе Ребе. Кстати, Ребе Король Мошиах тоже инженерное образование и опыт работы имеет, на него можно положиться и в этом плане…
…Однажды на заводе поломался механизм. Дирекция искала специалиста по починке. Когда тот предложил свои услуги, ему было определено вознаграждение, но при условии, что он и починит, и распишет точный счет за каждый вид работы. Механик сумел починить машину. Счет, предъявленный дирекции, выглядел так: 49 долларов — стоимость отвертки, 49.950 долларов — надо знать, где именно подкрутить…
Понятно, что в случае с Освобождением расклад такой же самый. А сейчас мы расскажем о неудачных попытках «подкрутить машину истории»:
1. Недельная глава и знаменитые «повергнутые». Глава «Шлах» много говорит о самих разведчиках и их походе и возвращении и о плаче народа. И совсем мало рассказано о поверженных «маапилим» — кстати, улицы с таким названием есть во многих городах Израиля, из них пытаются сделать героев.
Когда Моше сказал, что военных вылазок совершать в данный момент не нужно, они как раз-таки почувствовали большой энтузиазм и полезли на рожон, и ханаанейцы и амалекитяне «гнали их до Хормы». Харам, Харам! — примерно как «капут» (игра слов).
2. Эфраимляне, которые вышли из Египта прежде всех (на 30 лет раньше срока) и пали жертвой врагов. 200 000 евреев полегло смертью храбрых, безумству которых поет песню книга «Диврей а-Ямим» (7:20-22).
3. Йосеф дела Рейна и его группа. Эта личность известна из «Послания о тайне Освобождения» р. Авраама бен Элиэзера, написанного в Иерусалиме в 1519 г. Другие связывают его с семейством Ибн-Габай, рабби Хаим Виталь утверждает, что его учитель АРИ видел в одной черной собаке наказанную душу Йосефа дела Рейна.
Так или иначе, этот человек жил в 15 веке и видел свою задачу в техническом обеспечении всех элементов Освобождения с помощью прикладной каббалы. Он использовал все доступные ему рычаги. Он призвал серьезных лиц из высших сфер, из иерархии ангелов, и навел шухер до такой степени, что ему вручили ему ключи от Освобождения: дали возможность справиться с самим Асмодаем (ангелом смерти). Он заключил его и демоницу, его эскорт, в кандалы. Они очень жалобно повизгивали и просили о пощаде.
Йосеф дела Рейна возгордился своей победой над ними и в тот же миг забыл о предостережении ангела. «Не давай им ничего и не соглашайся ни на одну их просьбу». А что просил ангел смерти? Понюшку табака. Йосеф дела Рейна дал им табаку. Силы зла неожиданно воспрянули духом и разорвали кандалы. Участников проекта ждало немедленное наказание. Двое учеников умерли тут же, двое сошло с ума, сам дела Рейна перестал соблюдать Тору.
Наварро (выкрест-саббатианец 17-века) усиливает эту историю еще одним штрихом: что Йосеф дела Рейна воспылал страстью к жене греческого экзиларха и с помощью демонических сил приносил ее к себе, а когда дело раскрылось, то совершил самоубийство.
Когда АРИ приметил черного пса, то не прямо сказал, кого он видит, а ограничился определением «душа некоего нарушителя по части дозволенных связей». Поступки Йосефа дела Рейна отсрочили приход Освобождения по мнению многих на 40 лет...
Есть несколько вещей, о которых Всевышний просил или даже заклинал, имеется три или шесть таких вещей («Ктубот» 111а) и одна из них — не вымучивать Освобождение искусственным образом.
Молитва об Освобождении — это допустимый катализатор
Но молиться об Освобождении — это не просто разрешено, но это само по себе — заповедь. Так постановил Хатам Софер.
Более того, в мидраше сказано, что 70 000 погибших от мора во времена Давида (когда он устроил перепись населения) также были виновны прежде всего в том, что… не просили немедленного строительства Храма!
Так что тут тонкая грань: с одной стороны, как в песне, нельзя «стоять и тормозить», с другой стороны — нельзя сворачивать направо, перебарщивать с безумством храбрых, как те эфраимляне и как поверженные из нашей недельной главы! А с третьей стороны — нельзя «молчание хранить», нужно молиться и требовать Освобождение немедленно, оно нам полагается! И причем уже давно!