СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:07

Разглядеть добро в каждом еврее и его удел в грядущем мире

Таким образом, если разведчики были частью союза, они будут пробуждены из мертвых, несмотря на свой тяжкий грех!

Перевод:Д. Беляев 06.06.2023 682 мин.

Начнем с шутки. Три разведчика — немец, француз и еврей — пойманы во вражеской стране. Их сажают вместе в маленькую камеру в отдельной тюрьме и по очереди тащат на допрос в местные органы безопасности. Сначала они хватают французского разведчика и волокут его по земле в комнату для допросов, где привязывают его руки к стулу и пытают в течение двух часов. Наконец он ломается и рассказывает все, что они хотят знать. Затем хватают немца и проделывают то же самое, но он тоже ломается через четыре часа. Наконец, наступает очередь еврея. Они привязывают его руки к стулу и пытают его в течение двух часов, но он не произносит ни слова. Проходит четыре часа, а он все молчит. Восемь мучительных часов — и ничего. Наконец, после целого дня жестоких допросов, бандиты бросают его обратно в камеру, избитого и сломленного. Французский и немецкий разведчики в оцепенении. Они спрашивают его: «Как тебе удалось выстоять в пыточной? Это что-то духовное?» Еврей отвечает: «Какая духовность? Уже через час я хотел им все рассказать, но не мог ничего сказать, потому что не мог пошевелить руками!»

Хороший разведчик, плохой разведчик

Недельная глава «Шлах» в основном рассказывает о грехе разведчиков. Судьба разведчиков, а также того поколения, которое они привели к греху, известна. Никто не выжил. Никто из них не вошел в Землю Израиля, кроме Йеошуа и Калева.

Вопрос, на который следует ответить, заключается в том, что произойдет с ними в будущем? Как сложится судьба поколения пустыни и самих разведчиков в эпоху Освобождения? Встанут ли они во время пробуждения из мертвых и будет ли у них удел в Грядущем мире?

Это не новый вопрос, а талмудическая дискуссия в трактате «Санедрин». В Мишне рабби Акива и рабби Элиэзер расходятся во мнениях. Рабби Акива придерживается мнения, что у разведчиков нет удела в Грядущем мире, поскольку сказано: «Умерли люди, распускавшие худую молву о земле, от поветрия пред Г-сподом». «Они умерли» в этом мире, «от поветрия» — в Грядущем мире. Поколение пустыни не имеет удела в Грядущем мире, как сказано: «В этой пустыне скончаются и там умрут».

Подход рабби Элиэзера выглядит более милосердным, он придерживается мнения, что они пробудятся из мертвых, как сказано (Псалмы 50): «Соберите ко Мне праведников Моих, вступивших в союз со Мною при жертве».

Кажется немного странным, что рабби Акива, у которого безграничная любовь к каждому еврею, так строг к поколению пустыни и даже выносит им настолько далеко идущее наказание. Талмуд выражает удивление по поводу постановления рабби Акивы и говорит, что «рабби Акива отказался от присущего ему подхода с мерой доброты и милосердия», то есть, что такое строгое осуждение поколения «поколения пустыни» не свойственно ему. Чем обоснована его позиция? Почему бы не предоставить им еще один шанс?

В учении хасидизма есть очень логичное объяснение, раскрывающее ход мыслей рабби Акивы, это объяснение учит нас тому, что такое Грядущий мир и пробуждение из мертвых. Пробуждение из мертвых — это награда за выполнение заповедей (тогда как Рай — это, в первую очередь, награда за изучение Торы). Основной принцип пробуждения из мертвых базируется на принципе «мера за меру». Что ты сделал, то и получишь обратно. Или, говоря точнее, «кто сделал, тот получит». Б-г воссоздаст наше физическое тело из праха и вдохнет в него Б-жественную душу в качестве награды за выполненные нами заповеди. Поскольку тело и душа были равными партнерами, когда мы исполняли заповедь, оба заслуживают награды. Тело выполняло действие, а Б-жественная душа «вдохнула» помысел и намерение в это действие. Но это не относится к поколению пустыни…

Согласно учению хасидизма, грех поколения пустыни был в том, что они хотели оставаться в духовном образе жизни. Они отказались от материального и не хотели войти в Землю Израиля, потому что не хотели вести жизнь, занимаясь (материальными) действиями! Они жаждали духовной жизни, полного единения с Б-гом, жизни в облаках славы, в столбах облачных и огненных; они жаждали жизни Б-жественной души!

В таком случае, как вернуть вновь жизнь в их тела? Почему тело должно получить награду за то, чего оно никогда не делало и не хотело делать? Именно такой логикой руководствовался рабби Акива, поэтому он и постановил так, как постановил. Но как насчет рабби Элиэзера?

Цемах-Цедек разбирает именно этот вопрос и объясняет в завершении своего эссе, что поколение пустыни действительно соблюдало запреты Торы, которые возвышеннее чем повелевающие заповеди. Они также выполняли некоторые повелевающие заповеди, в особенности «изучение Торы равно всем заповедям вместе взятым», изучение Торы физически посредством рта, языка и зубов. Именно поэтому рабби Элиэзер придерживается мнения, что и их тела тоже достойны участвовать в пробуждении из мертвых.

Каков закон? Мнения кого мы придерживаемся?

Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах доказывает, основываясь на подходе Талмуда, что закон соответствует мнению рабби Элиэзера, поскольку сам Талмуд выражает удивление по поводу строгой позиции рабби Акивы. Более того, в трактате «Бава Батра» (73б) рассказывается об одном мудреце по имени Раба бар-бар-Хана, который увидел мертвых в пустыне, и они лежали там со счастливыми лицами, как будто «опьяневшие от вина». Чему они радовались? Отсюда «Тосафот» доказывает, что закон соответствует рабби Элиэзеру, и радость была от предстоящего пробуждения из мертвых.

Что же касается вина, то, возможно, это каббалистический намек на раскрытие секретов Торы в будущем, о которых сказано как о вине: вошло вино — вышла тайна. Если и этого недостаточно, Ребе добавляет, что мы находим много мест, в которых говорится, что Моше остался (и был похоронен!) в пустыне, чтобы он мог привести поколение пустыни в Землю Израиля после пробуждения из мертвых. Правило таково: когда в Талмуде есть спор, а в мидраше (или других источниках) он предстает как единое бесспорное мнение, закон выводится на основании мидраша!

Спасти разведчика

А как насчет самих разведчиков, тех, кто подтолкнул всех к греху, из-за которого целое поколение погибло в пустыне? Казалось бы, в отношении разведчиков нет никаких разногласий и нет оснований для того, чтобы их защищать. Мишна по этому поводу четко говорит: «У разведчиков нет удела в Грядущем мире, как сказано: «Умерли люди, распускавшие худую молву о земле, от поветрия пред Г-сподом». «Они умерли» в этом мире, «от поветрия» — в Грядущем мире.

Но Ребе не бросает ни одного еврея. Ребе приводит цитату из «Зоар», в которой говорится, что даже разведчики удостоятся пробуждения из мертвых. Более того, Ребе согласовывает мнение «Зоар» с Мишной, несмотря на видимое противоречие между ними. Благодаря положительной трактовке Ребе появляется возможность того, что слова рабби Элиэзера (процитированные ранее о поколении пустыни) относятся и к самим разведчикам! Ребе приводит в доказательство этой новой точки зрения (которой нет в комментариях) стих из Псалмов (50:5), который цитирует рабби Элиэзер: «Соберите ко Мне праведников Моих, вступивших в союз со Мною при жертве». Кто эти праведники? О каком союзе идет речь?

РАШИ объясняет, что речь идет о союзе, который еврейский народ заключил с Б-гом при даровании Торы. Разведчики были частью этого союза, и поэтому стих относится и к ним!

В целом, мы знаем хасидское понимание союза, что это «как два друга, которые устанавливают между собой союз, что их любовь никогда не прекратится… и, установив союз, их любовь будет вечной, никогда не ослабевающей, так что ничто, ни внешнее, ни внутреннее, никогда не разлучит их, и (даже в трудных ситуациях, когда одна из сторон сделала что-то очень плохое, что вызвало бы ненависть), тем не менее, из-за союза их любовь должна быть вечной» («Ликутей Тора» гл. «Ницавим» 44б).

Таким образом, если разведчики были частью союза, они будут пробуждены из мертвых, несмотря на свой тяжкий грех! Из этого мы учим сильнейший моральный урок: как смотреть на еврея, даже на того, кто выглядит как «разведчик» или еще хуже. На него нужно смотреть глазами Ребе и следует найти место в своем сердце и душе для того, чтобы увидеть его в положительном свете и помогать ему удостоиться такого отношения.

Руководству фонда...

Мы завершим историей об особом отношении Ребе к каждому еврею, включая самых маленьких. В 5742 году два десятилетних мальчика из Иерушалаима открыли фонд, чтобы одалживать карандаши своим одноклассникам. Они назвали его «Керен Давид» в честь одного из своих дедушек. Для них было важно уведомить об этом Ребе, и они послали ему письмо и попросили благословение.

Ребе обратился к детям со всей серьезностью: «Руководству фонда в Иерусалиме». [Вы заметили? «Руководству фонда» — двум детям!] После слов благословения и ободрения Ребе добавил своим почерком: «Прилагается мое участие». Ребе послал им кое-какие деньги для фонда.

Смысл этой милой и трогательной истории в том, что нам необходимо быть такими же внимательными и чуткими к каждому еврею, и особенно к нашим детям, как это сделал Ребе по отношению к двум десятилетним детям, которых он никогда не видел.

Комментарии: 0
Темы: Шлах
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter