Начнем с шутки. Мужчина заходит в закусочную и говорит: «Я хочу заказать завтрак. Дайте мне холодный кофе, соленый салат, слишком жирное жареное яйцо и хлеб с прошлой недели». Официант отвечает: «Сэр, я не могу предложить вам такую еду!» Мужчина говорит: «Почему? Вы же смогли вчера…»
Недельная глава «Шлах» содержит очень важную заповедь, которая особенно актуальна для женщин и девушек — это заповедь о хале (15:20): «(От) начатка вашего теста хлебный пирог возносите в возношение». Вопрос в том, что делает эту заповедь особенно важной для женщин? Только ли женщины едят хлеб?
Интересный ответ мы находим в сборнике «Антология Шимона», где говорится, что все заповеди, относящиеся к женщинам, — «хала», «нида», «адлакат нер» — являются исправлением первого греха в истории, греха Древа Познания, в котором была замешана Хава, первая женщина: «Она погасила свет мира… поэтому она будет соблюдать заповедь света. Она осквернила халу мира, то есть Адама, поэтому она будет соблюдать заповедь халы».
Мы знаем, что служение человека на земле заключается в полном исправлении греха Древа Познания, потому что, выполнив это исправление, мы приведем мир к его окончательному исправлению с приходом Мошиаха. Согласно этому, выполняя заповедь о хале, которая исправляет грех Древа Познания, мы ускоряем наступление Освобождения. И кто знает, может быть, именно по этой причине в последнее время мы видим усиление этой заповеди среди женщин и девушек, ведь выполняя ее, мы приближаем Освобождение!
Есть интересная гематрия от Цемах-Цедека об особой связи между заповедью халы и Освобождением: «хэт-ламед» — это 38, а «эй» — 5, а если их перемножить, то получится 190, и в этом заключается гематрия слова «кейц» (конец изгнания и начало Освобождения).
А что же мужчины? Какой урок каждый должен извлечь из заповеди отделения халы? Какова связь каждого человека с этой заповедью, даже если он не печет халу дома?
Как уже говорилось, заповедь о хале исправляет грех Древа Познания, который возник из-за добавления к сказанному Б-гом. Б-г сказал Адаму не есть, а Хава решила быть умнее и добавила: «Не прикасайся к нему».
Спрашивается, разве Тора не говорит нам, что мы должны ставить защиту для Торы? Разве мудрецы не добавили в законодательство сотни, а то и тысячи «ограждений», постановлений и указов, чтобы мы не споткнулись и не нарушили запрет Торы? Разве не сказано в трактате «Авот» (1:1): «Сделай ограду для Торы?» Что же выбрать: придерживаться того, что сказал Б-г, или дополнить?
Удивительный подход Ребе заключается в том, чтобы проанализировать основную предпосылку каждого случая. По словам Ребе, в каждой ситуации мы должны определить, кто принял постановление, для чего оно предназначалось и где было введено.
Когда мы находимся в Раю, месте, где нет связи со злом, нет причин добавлять к заповеди. Напротив, любое дополнение излишне и приводит к разрушительным результатам. Подобные постановления лишь препятствуют совершенствованию дозволенных вещей. В Иерусалимском Талмуде (конец трактата «Кидушин») мы находим пример некоего мудреца, который должен был дать отчет за продукт, который он мог бы съесть, но не сделал этого, потому что чрезмерное воздержание такого святого человека, как он, означает, что физическая вещь, о которой идет речь, не достигнет своего окончательного совершенства.
С другой стороны, когда мы находимся в низкой духовной ситуации или в окружении негативных и порочных наклонностей, человеку необходимо защитить себя, чтобы, не дай Б-г, не согрешить. Рабейну Йона говорит, что человек должен быть осторожен у ста ворот разрешенного, чтобы не оступиться у одних ворот запрещенного.
Когда ограда нужна, она прекрасна; когда она не нужна, она разрушительна. Согласно этому, основа греха (любого греха, особенно греха Древа Познания) лежит в неправильном использовании человеком чего-то, что само по себе хорошо. Ограды хороши, когда вы знаете, когда их использовать. Когда они используются неправильно, они только порождают грехи.
Исправление — это заповедь о хале. Каким образом? Как заповедь о хале исправляет это искаженное представление?
Тора повелевает нам отделить халу, взять кусочек теста, превратив его таким образом в нечто святое. Кто-то может сказать: зачем отделять, если разделение — корень всех зол и источник всей нечистоты, согласно хасидизму? Если это так, то почему разделение халы становится заповедью?
Иногда истинное единство достигается через разделение! Разделение нашего народа на коэнов, левитов и израильтян не является расколом. Напротив, оно символизирует истинное единство. Если бы каждый хотел быть первосвященником, то в итоге мы получили бы еще одного Кораха… Есть только один первосвященник, и только ему разрешено входить в Святая Святых.
Другой пример — когда люди спрашивают, зачем разделять евреев и другие народы? Лучше соединять, чем разделять, единство лучше разделения, и поэтому любой, кто хочет, может и должен стать евреем в одночасье…
По этому поводу пророк говорит (Йешайя 8:12): «Не считайте заговором всего того, что этот народ считает заговором». Мы не должны быть восприимчивы и согласны с подобными идеями, потому что нам нужно знать, когда использовать инструмент единства, а когда — правила разделения; когда соединяться, а когда разъединяться, когда объединяться, а когда разрывать связи, и это и есть настоящее исправление для основы и корня греха — использование правильного инструмента в правильном месте! Заповедь отделения халы учит нас, что иногда нам нужно знать, что разделение — это тоже заповедь.
Пророк Йехезкель говорит (44:30), что в награду за выполнение заповеди отделения халы мы заслужим «принести в ваш дом постоянное благословение». И наоборот, Мишна говорит, что «Святой, благословен Он, не нашел сосуда, в котором можно было бы хранить благословение, кроме мира». На первый взгляд, это полярно противоположные идеи. С одной стороны, у нас есть заповедь халы, которая символизирует отделение и раздробленность и приносит благословение, а с другой стороны, именно мир, который представляет собой единство и гармонию, является лучшим сосудом для благословения. Как такое может быть?
Ответ на этот вопрос был дан выше: мы должны знать, что является правильным инструментом, когда и как его использовать. В определенных ситуациях именно соблюдение границ приводит к истинному единству и вечному миру, в то время как чрезмерное использование понятий мира и гармонии ведет к опустошению и разрушению.
В завершение, что касается текущих событий (по мнению автора), чрезмерное использование призывов к миру во всем мире в последние три десятилетия привело к нынешней войне. Это прекрасное слово, «мир», привело к тому, что за последние годы пролилось больше еврейской крови, чем что-либо другого в нашем лексиконе. Иудаизм ориентирован на мир, и мир является высшей ценностью в Торе, как сказано выше в Мишне. Однако — и это большое «однако» — необходимо знать, как заключать мир, с кем заключать мир и когда заключать мир. Неправильное использование этого слова приводит только к разрушительным результатам и ведет только к… войне!
В завершение расскажем историю об отделении, но не теста, а евреев от представителей других религий, в частности, от ислама.
Шмуэль, бизнесмен из Англии, часто ездил по делам в восточные страны. Время от времени он летал в Индонезию, страну с самым большим мусульманским большинством населения в мире. Главная синагога в Сурабае, втором по величине городе страны, была поставлена под угрозу сноса городскими властями, которые хотели построить огромный городской парк. Во время одного из своих визитов в город Шмуэль решил посетить синагогу и узнать, чем он может помочь.
Когда он пришел туда, ему сказали, что ключ находится у женщины, которая живет по соседству с этим зданием. Она была еврейкой, дочерью умершего габая, но была замужем за мусульманином. Они вместе вели полностью исламскую жизнь, и ключ от синагоги был ее единственной связью с еврейством. Шмуэль постучал в дверь дома, чтобы попросить ключ, как вдруг прибежал молодой парень по имени Манам и сказал: «Мама, видишь? Этот раввин сделает для меня бар-мицву».
Мать рассказала Шмуэлю, что за несколько недель до этого она подошла к месту, где хранятся свитки Торы, и сказала: «Б-г, моему сыну скоро исполнится тринадцать лет. Кто сделает для него бар-мицву?» И вот Всевышний послал раввина, чтобы тот сделал ему бар-мицву.
Потрясенный Шмуэль поспешил связать семью с посланником в Бангкоке, который с радостью согласился организовать бар-мицву у него. Шмуэль обучил мальчика нескольким заповедям и рассказал о том, как важно быть евреем и членом избранного народа.
Бар-мицва прошла вместе с бритом для Манама, который получил имя Менахем. А все потому, что единственное, что нужно для «отделения халы» — это один неравнодушный еврей!