Алтер Ребе («Ликутей Тора», гл. «Цав», лист 17, страница 4 и далее) объясняет, что в это время, до наступления Освобождения, творения чувствуют себя чем-то отдельным от Творца. Но в ближайшем будущем, с наступлением Освобождения, раскроется в мире слово Б-га и все творения почувствуют, что не являются чем-то отдельным от Него.
Четыре реки
Алтер Ребе объясняет сказанное в главе «Берейшит» про реку, выходящую из сада Эдена и разделяющуюся на четыре русла. Цель этого — оживление миров
В книге пророка Йешайи (11:15) сказано: «И иссушит Б-г язык моря Египетского». Согласно комментарию РАДАКа, речь идет о реке египетской, т.е. о Ниле. Так же комментирует этот стих «Мецудат Давид».
А то, что сказано о реке, выходящей из сада Эдена («Берейшит»): «А оттуда разделяется она на четыре главных (течения). Имя одного — Пишон и т.д.», то объясняет РАШИ, что Пишон — это Нил, река египетская.
И хотя сказано, что эти четыре реки выходят из сада Эдена, но всё же «оттуда разделяется она на четыре главных (течения)». Это объясняется тем, что эти реки — источник отдельных миров. А именно миров Брия, Йецира, Асия, которые как бы отделены («в своих глазах») от Единства Б-га, и кажутся самостоятельно существующими, как бы «сами по себе».
Перед Ним, Благословенным
Объясняется, что со стороны Всевышнего — нет вещи, которая была бы отделена от Него. Но со стороны творений — миры кажутся самостоятельными
И хотя мы знаем из основ Торы, кабалы и хасидизма, что не может быть никакой вещи, которая была бы «вне» Всевышнего, ведь «полна земля Славы Его» — но так это именно перед Ним, Благословенным. А относительно творений, то Всевышний как бы спрятал, сократил («цимцум») Свой Благословенный Свет до такой степени, что кажется, будто миры являются отдельной вещью от Него, Благословенного.
Примером для понимания этого может быть речь человека. Когда она еще у него в голове, в виде мыслей, и не вышла наружу как произнесенные слова, то она едина с его мозгом и силой мысли и совершенно не является чем-то отдельным от человека. Так же и миры, которые созданы Его Благословенного Словом. Но хотя Всевышний и вывел их из потенциала в стадию реализации (то, что мы называем «сотворил»), они всё же не являются отдельными от Него Благословенного, ведь «полна земля Славы Его». То есть на самом деле миры так и остаются едиными с Ним Благословенным.
Но относительно творений миры кажутся как будто отдельными от Него Благословенного, самостоятельно существующими «сами по себе» — как речь человека, когда он её уже произнес.
И откроется Слава Б-жья
В будущем будет раскрытие Высшей Речи, единой с Сущностью Его Благословенного
Всё вышесказанное относится к текущему времени. Но о будущем, времени наступления Освобождения, сказано (Йешайа 40:5): «И явится слава Б-га, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Б-га». Это означает, что произойдет раскрытие Высшей Речи в том «виде», в каком она для Него. То есть Речь, «исходящая» от Него, не является чем-то отдельным от Него, в отличие от речи человека, которую он произнес. У Всевышнего Его Речь едина полным единством с Его Благословенного Сутью и Сущностью, даже после того, как его Речь раскроется, реализуется в сотворении миров, — тем же единством, что и до сотворения миров.
Это и объясняет слова «...и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Б-га». А именно, что произойдет раскрытие Высшей Речи буквально на том уровне, который обозначается как «уста Б-га», то есть на уровне полного единства с Его Благословенного Сутью и Сущностью. Такой уровень раскроется в нижнем мире, и все люди увидят это раскрытие!