СБП. Дни Мошиаха! 13 Тамуза 5785 г., четвертый день недели Балак | 2025-07-09 07:44

Разведчики Моше и Йеошуа: духовная работа в наше время

Этот трактат предоставляет как практическое руководство для нашей ежедневной духовной работы (сосредоточьтесь на том, что вы думаете, говорите и делаете), так и вдохновляющее видение потенциала роста и окончательного Освобождения.

Источник: «Сборник трактатов по хасидизму» том 2, стр. 311-313 22.06.2025 1 167 мин.

1. Послание разведчиков

Разведчики Моше. Всевышний говорит Моше: «Пошли себе людей...» (13:2). Мудрецы объясняют, что это не было приказом, а больше похоже на то, что Всевышний сказал: «Если ты (и люди) чувствуете, что вам это нужно, то вперед». Это решение исходило из точки зрения людей, а не идеального плана Всевышнего.

Разведчики Йеошуа. В стихе говорится: «Йеошуа... послал двух человек как тайных разведчиков...» (Йеошуа 2:1). Хотя здесь прямо не говорится, что Б-г повелел ему сделать это, из контекста понятно, что это действие было согласовано с волей и повелением Б-га по завоеванию земли. Оно не было основана на сомнении или личной потребности Йеошуа, а являлось необходимым шагом в выполнении плана Б-га.

Область применения. Разведчиков Моше послали разведать всю землю Ханаанскую, «в длину и ширину». Разведчиков Йеошуа послали только в Йерихон. Это место называется «замком Земли Израиля»: завоевав Йерихон можно получить доступ ко всей Земле.

Вопрос. Почему есть эти различия? Какой духовный урок они нам преподают?

Хасидизм учит, что каждая деталь в Торе, включая исторические повествования, содержит вечные уроки для нашей жизни и духовного роста.

2. Духовный смысл — внутреннее завоевание

Ребе начинает раскрывать духовный смысл:

1) Завоевание навечно:

Повеление завоевать землю Ханаанскую было не просто историческим событием. Это вневременная духовная миссия для каждого еврея в каждом поколении.

«Земля Ханаана» представляет наше тело и животную душу. Животная душа является источником наших естественных инстинктов, желаний и эмоций — нашего эго, физических влечений и потенциально негативных черт характера (таких как гнев, лень, ревность и т.д.). Это «ханаанские народы» внутри нас.

Завоевать землю в духовном смысле означает усовершенствовать свои черты характера, превратить их из препятствий на пути к святости в инструменты для нее. Это означает сделать все наше существо — тело и душу — сосудом для святости, преобразовать «Землю Ханаанскую» в «Землю Израиля» (землю, посвященную Б-гу).

2) Йерихон и вся земля — внутренние измерения:

Ребе объясняет, что Йерихон соответствует внешним проявлениям нашей души, часто называемым ее «одеяниями». Это наши мысли, наша речь и наши действия.

Название «Йерихон» связано с еврейским словом «реах», означающим запах или благоухание. Ребе связывает это с концепцией из книги «Зоар», которая связывает «запах» с «одеждой» (используя фразу «запах твоей одежды»). Так же, как одежда является внешней по отношению к телу, мысль, речь и действие являются внешними выражениями или инструментами, используемыми внутренними способностями души (интеллектом и эмоциями).

Вся земля Ханаана, в частности территории семи народов, соответствуют семи основным эмоциональным качествам животной души (любовь-доброта, строгость-дисциплина, гармония-красота, выносливость, смирение-великолепие, основа-связь, суверенитет-восприимчивость — в их необработанном, эгоистичном состоянии).

3) Объяснение разницы в приказах с духовной точки зрения:

Тот факт, что отправка разведчиков в Йерихон было повелением Б-га, отражает то, что контроль и направление наших мыслей, речи и действий — это то, что Б-г ожидает от каждого еврея. Эти «одежды» в значительной степени находятся под нашим сознательным контролем. Мы можем выбирать, о чем думать (в значительной степени), что говорить и что делать. Следовательно, существует прямой приказ: «Исследуйте и изучите свои мысли, речь и действия и убедитесь, что все они посвящены Б-гу».

Тот факт, что отправка разведчиков во всю землю была связана с решением Моше, отражает тот факт, что фундаментальное преобразование основных эмоций и черт характера в сердце не является чем-то полностью находящимся под прямым контролем человека.

Ребе цитирует высказывание из Талмуда (Брахот 33б) о страхе перед Небесами, что только совершенно праведные люди действительно полностью контролируют свои сердца («свои эмоции»). Большинство людей борются с нежелательными чувствами или желаниями, даже если они не действуют в соответствии с ними.

Таким образом, полное очищение всех эмоций (осмотр «всей земли») в первую очередь связано с уровнем Моше, представляющим более высокое духовное состояние или вмешательство праведника, и не является указанием для каждого человека, подобно контролю действий, речи и мыслей.

3. Более глубокий вопрос и структура в книге «Тания»

Вопрос. Тора — вечна, и [слово] Тора означает «наставление». Если разведка «всей земли» (работа над эмоциями) не является универсальной заповедью, как и контроль мысли, речи и действия, почему история о разведчиках Моше вообще включена в Тору? Разве все в Торе не должно быть практическим наставлением для нас?

Чтобы ответить на этот вопрос, Ребе вводит ключевые концепции из книги «Тания», основополагающего текста философии хасидизма ХАБАДа, где объясняется различные духовные уровни.

Праведник. Это тот, кто преобразовал свою животную душу. Он не желает зла; его сердце естественным образом любит добро и отвращается от зла. Его главная работа — развивать еще более глубокую любовь и благоговение перед Б-гом в своем уже очищенном сердце (эмоции).

Промежуточный человек (средний). Это духовный уровень, который Алтер Ребе ставит целью для каждого еврея. Средний не обязательно устранил негативные желания или черты из своего сердца (эмоции). Он все еще может чувствовать искушения или испытывать негативные эмоции. Однако его определяющей характеристикой является то, что он никогда не грешит мыслями, речью или действием. Его разум «господствует над сердцем». Он обладает способностью контролировать свое поведение (мысль, речь, действие — одежды) независимо от того, что чувствует его сердце. Он может отталкивать соблазнительные мысли, воздерживаться от запретной речи и избегать запрещенных действий. Он даже может полностью отвлечься от нежелательных желаний.

Управляемость. Алтер Ребе подчеркивает, что контроль над своими действиями, речью и сознательными мыслями (сфера среднего) достижим для каждого («уровень среднего достижим для каждого человека»). Битва идет в первую очередь в этих «одеждах». Контроль над чувствами сердца (сфера праведника) гораздо сложнее; «выбор не имеет такой власти» над врожденными чувствами.

Клятва «Будь праведником». Однако Талмуд (Нида 30б) учит, что перед тем, как душа приходит в мир, она приносит клятву: «Будь праведником и не будь грешником». Это подразумевает, что у каждого есть потенциал стремиться к уровню праведника.

4. Вечная заповедь завоевания

Ребе Король Мошиах теперь отвечает на вопрос: Почему завоевание семи народов является вечной заповедью? Хотя полная трансформация семи отрицательных эмоций (завоевание внутренней «земли семи народов») характерна для праведника, эта заповедь вечна и актуальна для каждого. Почему? Потому что каждый еврей дал эту клятву: «Будь праведником». Поэтому каждый должен делать все возможное, чтобы работать над совершенствованием своих черт характера и эмоций, стремясь к этому идеалу.

Почему история разведчиков Моше находится в Торе? Эта история о разведке «всей земли» (эмоций) служит вечной инструкцией (ведь Тора это инструкция) для каждого еврея. Она говорит нам: Да, вы тоже должны «разведать» свой внутренний ландшафт, исследовать свои эмоции и работать над тем, чтобы сделать их святыми («все для Б-га»).

Так почему же Б-г сказал «Пошли сам... Я не приказываю тебе» относительно разведчиков Моше (эмоций)? Потому что, хотя стремление требуется от каждого (из-за клятвы), первичная заповедь, по которой судят каждого и которая полностью находится в пределах возможностей каждого, — это контроль мысли, речи и действия (завоевание Йерихона). Работа над эмоциями необходима и является частью указания «Будь праведником», но абсолютная, универсально достижимая заповедь фокусируется на «одеждах».

5. Почему мысли, речь и действия более контролируемы?

Ребе подробно останавливается на причине, по которой мысль, речь и действие более контролируемы, чем эмоции. Как упоминалось ранее, мысль, речь и действие являются «одеяниями» – внешними проявлениями – души. Нам нужна одежда (для скромности, защиты от непогоды). Но мы можем снять ее. Мы можем ее сменить. Одежда, которую мы носим сегодня, не является нашей сущностью.

Применение аналогии к одеяниям души:

1) Речь и действие: мы можем сознательно прекратить говорить или прекратить что-то делать. Мы можем выбирать другие слова или действия. Они подобны внешним одеждам, которые мы можем менять.

2) Мысль: хотя мы всегда думаем (мысль — более постоянная «одежда»), мы можем сознательно менять содержание наших мыслей. Мы можем переключить фокус с негативной мысли на позитивную, с построенней мысли на мысль Торы. Это как сменить одну ментальную одежду на другую.

3) Контраст с интеллектом и эмоциями: интеллект и эмоции считаются сущностью самой души. Они являются личностью на более глубоком уровне. Изменение фундаментального эмоционального настроя или интеллектуальной перспективы требует гораздо более глубоких усилий, трансформации, а иногда и особой помощи Свыше. Это не просто смена одежды.

6. Более глубокий смысл — сила одежды

Ребе добавляет еще один важный аспект: мысль, речь и действие не просто легче контролировать; в определенном смысле они также более действенны для возвышения или снижения души.

1) Почему стоит сосредоточиться на мысли, речи, действии? Потому что они находятся под нашим контролем (как объяснено в п. 5), а также потому, что они имеют более важное значение с точки зрения подъема или спуска.

2) Хасидизм объясняет глубокую идею: духовный источник «одежды» на самом деле выше, чем источник «человека», носящего ее.

Пример. Физически одежда добавляет красоту, достоинство и честь человеку, заставляя его казаться больше, чем он есть на самом деле. Ребе цитирует мудреца рабби Йоханана, который называл свою одежду «мои почести». Эта внешняя идея намекает на высокий духовный источник понятия «одежда».

3) Духовное воздействие одежд души (мысль, речь, действие):

Положительное воздействие (божественная душа). Когда еврей использует свои мысли, речь и действия для Торы и заповедей («одеяния» божественной души), это возвышает божественную душу над ее собственным сущностным уровнем до того, как она сошла в тело. Заповеди позволяют душе соединяться с божественностью и воспринимать ее после жизни; сама по себе сущность души не могла бы этого достичь.

Отрицательное воздействие (животная душа). И наоборот, когда человек использует свои мысли, речь и действия для будничных вещей, а не ради Небес (они становятся «одеяниями» животной души), это тянет ее ниже своего собственного естественного состояния.

Спуск божественной души. Поскольку божественная душа «облачена» в животную душу в этом мире, то когда животная душа тянется вниз негативными мыслями, речью или действиями, она неизбежно тянет божественную душу вниз вместе с собой.

Это объясняет, почему фундаментальная духовная работа, подчеркиваемая во всем иудаизме, — это «Отвернись от зла ​​и твори добро» (Псалмы 33:15) — особенно в сфере реальной практики: мысли, речи и действия. Вся цель спуска души в этот мир — достичь подъема далеко за пределами ее изначального состояния. Это происходит именно через «одежды» — через вовлечение мира в святые мысли, слова и дела. Так же, как физические одежды добавляют красоты, духовные «одежды» (заповеди, выполняемые посредством мысли, речи, действия) возвышают душу.

Заключение. Ребе делает вывод, связывая все воедино:

Это более глубокое понимание усиливает то, почему Йерихон (представляющий мысль, речь и действие) является «замком» Земли Израиля. Сосредоточив наши основные усилия на контроле и очищении наших мыслей, речи и действий («разведка Йерихона»), гарантируя, что они «отвращаются от зла ​​и делают добро», мы раскрываем потенциал для последующего очищения наших более глубоких эмоций и черт характера (завоевание «всей земли», семи народов).

Этот процесс внутреннего очищения, начинающийся с практического контроля мысли, речи и действия, в конечном итоге приводит к полному завоеванию внутренней земли. Это даже прокладывает путь для будущего Освобождения, когда, как обещал Б-г, Он «расширит твои пределы» (Дварим 12:20), чтобы включить земли кенийцев, книзийцев и кадмонийцев. Эти земли духовно соответствуют завоеванию и очищению даже самых высоких способностей души – интеллекта.

Весь этот процесс достигает кульминации после прихода Мошиаха, вскоре и в наши дни.

Вкратце:

Ребе использует разницу между разведчиками Моше и Йеошуа, чтобы преподать важный урок о нашей собственной духовной жизни.

Каждый еврей имеет приказ и полномочия контролировать свои мысли, речь и действия («одежды»). Это основное поле битвы и ключ («замок») к духовному росту.

Каждый еврей также должен стремиться к очищению своих эмоций и черт характера («сущность»), выполняя клятву «быть ​​праведником», хотя это более глубокий и сложный уровень работы.

Почему акцент на мысли, речи, действиях? Их можно контролировать более напрямую (как одежды). Они оказывают глубокое влияние, способные вознести душу на небывалые высоты (через заповеди) или, не дай Б-г, значительно опустить ее (через грехи).

Контроль «одежды» (мысли, речи, действия) — это необходимый первый шаг и постоянная концентрация, которая позволяет глубже очистить «сущность» (эмоции) и в конечном итоге приводит к полной внутренней трансформации и мессианской эре.

Аннотация:

Этот трактат предоставляет как практическое руководство для нашей ежедневной духовной работы (сосредоточьтесь на том, что вы думаете, говорите и делаете), так и вдохновляющее видение потенциала роста и окончательного Освобождения.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter