В главе Торы «Корах» рассказывается о бунте левита Кораха против руководства Моше (Моисея) и первосвященства Аарона. По преданию, Корах был мудрым человеком, поэтому вряд ли его доводы были мелочными или глупыми. Скорее всего, вопросы, которые бунтовщик Корах бросил в лицо Моше, были вполне разумными и логичными.
На что же жаловался Корах? «Полно вам: все общество, все — святы… Почему же вы (т.е. Моше и Аарон) ставите себя выше народа Г-сподня?» Другими словами, Корах требовал, чтобы все евреи были равны.
На первый взгляд, этот вопрос кажется странным в устах Кораха. Колено левитов, к которому он принадлежал, было избрано Всевышним для исполнения определенных священных обязанностей в Скинии (Передвижном Храме). Поэтому левиты обладали такими привилегиями, как доступ в Святилище, право носить особые одежды и т.п. Ясно, что Корах не стал бы жаловаться на «возвышение» Moшe или Аарона в связи с их ролью (Моше был руководителем Израиля, а Аарон — Первосвященником), ибо Корах сам был левитом, т.е. он тоже был в «привилегированном» положении, а станет ли разумный человек выдвигать обвинения, которые могут обернуться против него самого!
Нет, более глубокий смысл жалобы Кораха относился к тем сферам жизни и деятельности, в которых все евреи были равны и в которых и Моше, и Аарон, и Корах, и вся община пользовались одинаковыми привилегиями и имели одинаковые обязательства, т.е. в которых все они были святы.
Слова Кораха не относились к священному служению в Скинии, заповеданному Б-гом одному колену. Он понимал и признавал эти различия. В то же время он считал, что в делах мирских никто не должен возвышаться над ближними.
События, описанные в этой главе Торы, служат важным уроком для каждого еврея.
Всем известно, что каждому народу присущи свои характерные признаки и черты. Одни преуспевают в сельском хозяйстве, другие — в торговле, третьи — в науке и т.д., т.е. у каждого народа, в том числе и у еврейского, есть определенные виды деятельности, в которых он превосходит другие народы. Однако многие не могут понять, почему даже в тех сферах, где все народы, в том числе и евреи, равны (например в еде, питье, одежде, т.е. в том, что связано с физическими потребностями человека), между евреем и неевреем все равно остаются различия. Они не понимают, почему евреи должны «ставить себя выше других» в этих вопросах, — ведь «все святы», т.е все народы — равны.
Еврею заповедано вести себя таким образом, чтобы все всегда видели и знали, что он — еврей. Это должно быть очевидно не только во время молитвы и исполнения заповедей, но даже за такими общими для всех занятиями, как еда и питье. Разница проявляется и в потребляемой пище, и в самом процессе и манере еды: до и после трапезы еврей произносит специальное благословение, и это оказывает влияние и на его поведение в процессе трапезы — он ест с достоинством и изяществом. Короче, поведение еврея должно служить очевидным доказательством того, что он постоянно помнит о присутствии Всевышнего и желает быть достойным своего звания («вы — дети Б-га, Всемогущего вашего»).
Еврейские девушки и женщины тоже должны вести себя достойно представителей «святого народа». Они должны отличаться от других своей речью, мыслями и даже манерой одеваться. Их одежда должна быть скромной даже летом, в жару — на пляже или за городом, когда мода «диктует» короткие юбки или кофточки без рукавов. Они должны всегда выглядеть так, чтобы в них с первого взгляда можно было узнать дочерей Сары, Ривки, Рахели и Леи — матерей нашего народа, заложивших основы и проложивших путь для всех грядущих поколении еврейских девушек и женщин.