Наша глава Торы повествует о смерти Аарона (брата Моше), за заслуги которого чудесные «Облака Славы» осеняли евреев на всем их пути через пустыню. Когда Аарон умер, Облака исчезли. Появились они вновь в знак заслуг Моше. Кроме того, евреям сопутствовали еще два чуда: Манна, ежедневно падавшая с неба, и «Колодец Мирьям», в котором они брали воду.
Каковы основные характеристики этих трех чудес — Облаков Славы, Манны и Колодца Мирьям?
Облака Славы защищали евреев от сурового ветра, уничтожали змей и скорпионов, которыми кишела пустыня, выравнивали горы, чистили и «разглаживали» одежды — как сказано в Торе: «Одежда твоя не ветшала на тебе». Иными словами, Облака Славы выполняли функцию внешней защиты.
Манна была чудесной пищей, в которой каждый находил желаемый вкус. Пища принимается внутрь и обеспечивает физическое существование человека.
Колодец Мирьям был источником воды. Основное назначение воды — служить средством распространения питательных веществ по всем органам и частям тела.
Облака Славы, Манна и Колодец соответствуют трем аспектам, или «измерениям» Торы. Какая-то часть Торы усваивается внутренне, подобно Манне; другая, подобно Облакам Славы, выполняет функцию внешней защиты. И, наконец, третья распространяет «внешнюю защиту» и «питание» среди всех евреев — подобно воде из Колодца.
«Манна» в Торе
Слово «Тора» происходит от древнееврейского «ораа» (обучение). Это значит, что Тора дает нам правила поведения, которыми мы должны руководствоваться в жизни. Эти правила должны быть основательно поняты и усвоены, чтобы каждый человек знал, как он сам и члены его семьи должны себя вести. Как Манна давалась каждому соответственно его духовному уровню — для праведных она была сразу пригодна в пищу, другие же должны были сначала молоть ее, так и Тора «усваивается» каждым по-разному, в зависимости от его способностей. Одни исполняют свой долг по изучению Торы, читая лишь молитву Шма, поскольку остальное для них труднодоступно, другим вменяется в обязанность изучать Тору в течение всего дня!
«Облака славы» в Торе
Когда мы выходим в бесплодную пустошь повседневного мира, где изобилуют силы зла, подобно змеям и скорпионам в древней Синайской пустыне, мы оказываемся под защитой «Месирут Нефеш» (самопожертвования), которым наделены все без исключения евреи в силу своей врожденной внутренней связи с Торой. Как свиток Торы является полным и священны только тогда, когда в нем нет ни одной поврежденной буквы, точно так же все евреи вместе образуют совокупность святости Израиля и Торы. Даже еврей, который находится на очень низком уровне духовного развития, несет в себе предопределенный Торой «общий знаменатель» — «Месирут Нефеш» — готовность отдать жизнь за Б-га.
Это и есть измерение «Облака Славы» в Торе. Облака осеняли и охраняли всех евреев — даже тех немногих, которые все еще оставались идолопоклонниками, — с момента перехода через Красное море и до вхождения в землю Израиля. Подобным же образом Тора охраняет каждого представителя нашего народа — от самого великого до «самого малого». Это дает нам силы идти через пустыню, не страшась ни скорпионов. ни змей, постоянно сохраняя в душе готовность к самопожертвованию.
Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон рассказывал, что однажды во время нацистской бомбардировки Варшавы он с большой группой евреев оказался в бомбоубежище. Там были люди разного духовного уровня: сам Ребе, религиозные евреи, нерелигиозные евреи и те, кто даже не помнил, что имеет какое-либо отношение к иудаизму. Но когда неподалеку разорвалась бомба, все в едином порыве воскликнули: «Шма Исраэль!..»
«Вода из колодца Мирьям» в Торе
Характерным свойством воды является то, что она всегда течет с высокого места на более низкое. Тора также спустилась с недосягаемых высот великой Божественной Мудрости и воплотилась в конкретные буквы и слова Письменной и Устной Торы, став таким образом «доступной» для всех. Когда еврей произносит слова Письменной Торы, даже не понимая их значения, или изучает Устную Тору (Мишна, Талмуд, Комментарии и т.д.), понимая ее очень поверхностно, Тора все равно даст ему питание («Манну») и покровительство («Облака Славы»).