Урок Лота

25.10.2010 6473 (0)
Урок Лота
Урок Лота

В недельной главе Торы «Вайера», среди прочего, повествуется о разрушении Сдома и спасении племянника Авраама, Лота. Когда посланники Всевышнего вывели Лота из Сдома, ему было сказано: «К горе убегай, чтобы тебе не погибнуть» (Берейшит 19:17). РаШИ поясняет, что слова «к горе убегай» означают «убегай к Аврааму» (там же). Следует заметить, что, хотя РаШИ основывается на простом смысле слов Торы, зачастую в его комментариях содержатся намёки на учение о тайном. Так и тут, содержится намёк на сказанное в книге «Зоар», что праведники называются «горой» (комментарий к «Шир а-Ширим» и др). Нечто похожее рассказывают от имени сына Баал-Шем-Това, что ему во сне явился отец в образе огненной горы — ибо таковым было его служение Б-гу.

Другими словами, Лоту рекомендуют отправиться к праведнику, чтобы быть окруженным святостью и избежать наказания среди нечестивых. Однако, Лот взмолился: «не могу сбежать я к горе» (Берейшит 19:19). Поясняет мидраш (и так же говорит и РаШИ), что Лот не пожелал пребывать в тени Авраама. Рядом с Авраамом, говорил Лот, я не буду считаться праведным и «как бы не настигла меня беда» (там же). Ведь в Сдоме, контрастно жителям, подчеркивалась его праведность и, возможно, именно поэтому его и спасли Свыше. Лот просит: вместо переезда к Аврааму — поселиться в одном из городов подлежащих уничтожению, в Цоаре. На это, он получает ответ Свыше: «Уступаю тебе и в этом — не ниспровергну город, о котором ты говорил» (Берейшит 19:21-23).

Вышеупомянутая история вызывает изумление: странным кажется мотив Лота — «считаться праведным» и его настойчивое желание обитать в округе Сдома. Тем более удивительным кажется полученный им ответ. Ведь если ради Лота возможно отменить приговор об уничтожении города (как в случае с Цоаром), то зачем нужно выводить Лота из Сдома? Ведь можно было просто оставить его там и ради него спасти тот город! И самое главное — какое указание в служении Творцу содержится в этой истории для каждого из нас?

Для того, чтобы разобраться с мотивами Лота, следует вспомнить, что он на самом деле был праведным человеком. К тому же, многие годы он провёл в доме Авраама и учился там служению Творцу. А это значит, что его мотивом было не пустое тщеславие или инстинкт самосохранения. Лот понимал, что миссия души в этом мире — распространение в нём света Творца и исправление нижней реальности. Он видел на примере своего дяди, что следует провозглашать о Творце везде, даже в пустыне. Для себя он тоже выбрал подобный путь — нести свет в пустыню духовную, Сдом. Лот предпочитал отправиться туда, где он был бы полезен Творцу. И, подобно своему учителю и дяде, Лот оспаривает совет Свыше и пытается отменить строгое решение Высшего Суда.

Чтобы объяснить почему ради Лота был спасён именно Цоар, можно было бы сказать, что в Цоаре в то время находились девять праведников. Прибыв в Цоар — он стал там десятым праведником. И тогда — Всевышний не разрушил город, ради находящихся там десяти праведников, как и обещал Аврааму. Это подходит и под то, что сказано далее в главе: «когда истреблял Б-г города равнины, вспомнил Б-г об Аврааме, и отослал Лота…» (Берейшит 19:29). Отменив указ о разрушении Цоара, Всевышний (благословен Он!) исполнил обещание данное Аврааму — не уничтожать город с десятью праведниками.

Всё же, это пояснение не совершенно. О Лоте, единственном праведнике в Сдоме, приводится целая глава Торы. Все слова Торы строго учтены и взвешены. Великая честь — быть явно упомянутым в Торе, тем более через целое повествование. Законно предположить, что такой чести Лот удостоился не только за родство с великим человеком, Авраамом. Ведь у нашего праотца были и другие родственники, не упомянутые в Торе. Также нельзя сказать, что о Лоте рассказывается лишь ради родословной Мошиаха (через его правнучку Рут) — для этого было бы достаточно одного упоминания его имени. Лот удостоился быть упомянутым в Торе также благодаря и своей праведности. Раз так, почему мы не находим в Торе упоминания, даже намёком, о тех девяти праведниках, живших в Цоаре?

Для реализации своей миссии, Лот поселился в Сдоме. Однако, как это видно из нашей недельной главы, в Сдоме ему не удалось оказать положительного влияния на жителей. Даже попытавшись спасти своих зятьев (из местных жителей), Лот натолкнулся лишь на насмешки (Берейшит 19:14). Такой город не мог быть спасен в заслугу Лота. Чем же отличался от Сдома Цоар? Почему праведность Лота помогла защитить Цоар но не Сдом?

Описание обычаев жителей Сдома (в трактате «Санэдрин») свидетельствует, что жителям Сдома была свойственна совершенная нетерпимость к добру. Все их законы были направлены на искоренение любви к ближнему. Как поясняется в книге «Тания», такая ненависть (в полноценной форме) присуща лишь законченным, абсолютным злодеям. Абсолютный злодей — это тот, кто совершенно искоренил из себя искру добра. Поднять человека с такой плачевной ступени способен лишь абсолютный праведник, обладающий высочайшей ступенью души или сам Всевышний, благословен Он.

Жители Цоара, хотя и вели такой же грешный образ жизни, имели «преимущество» — Цоар был относительно молодым городом (см. РаШИ на Берейшит 19:20). То есть, его жители практиковали грешный образ жизни не так долго, как жители Сдома. Это сравнительное (и сомнительное) преимущество способствовало тому, что еще не все жители Цоара окончательно искоренили из себя добро. Это, однако, не значит что они были праведны — они лишь были не абсолютными (законченными) злодеями.

Лот был незаконченным праведником. Это видно по его материальному положению и тем бедам и трудностям, которые он переживал. Ведь, как поясняется в книге «Тания», законченному праведнику нет необходимости переживать трудности. Но для некоторых жителей Цоара присутствие праведника такого уровня всё ещё могло сыграть решающую роль. Прибытие Лота в Цоар дало шанс тем незаконченным злодеям встать на путь праведности, и исправило искры святости упавшие туда. Поэтому те девять (или больше) потенциальных праведников не упомянуты — ведь на тот момент они вовсе не были праведны. Однако присутствие Лота в городе создало благоприятные условия и город был прощён. Намёк на это приводится далее в главе: «Как солнце вышло на землю, Лот пришел в Цоар» (Берейшит 19:23). Праведник уподобляется солнцу, освещающему всё вокруг себя.

И вот некоторые из указаний в Служении, которые мы должны выучить из этого. Во первых, как на примере Авраама, так и на примере Лота мы видим, что следует пытаться отменить строгий указ Свыше, даже после того, как он уже издан. И даже после того, как уже посланы ангелы его исполнять. И такое поведение не является «богохульством», упаси Б-г, хотя, на первый взгляд и противостоит указу Высшего Суда. Подтверждение этому — спасение Цоара. Как пишет РаМБаМ, мир сотворён Творцом не ради разрушений и хаоса. Творцу угодны любые действия, ведущие мир к спасению и цельности. Для этого и приведены в Торе многие истории праведников, противостоящих строгим указам Высшего Суда, и добивавшихся их отмены.

Во вторых — выбирая для себя место служения и распространения учения — следует ориентироваться не только необходимостью исправить тот или иной город. Следует также объективно оценивать свой уровень и способности, чтобы понимать, принесут ли усилия пользу. Как об этом говорят хасидские учителя: «Хасид должен знать кто он, где он и что ему следует делать». Следует отправляться в такое место, где есть шанс, что именно твоё влияние окажется полезным. У каждого свой уровень и свой стиль. Для каждого есть подходящее место, где именно его уровень служения может быть полезным. В таком месте, порой даже одного присутствия достаточно, чтобы спасти город.

Дай Б-г, чтобы благодаря усилиям каждого из нас в своём месте, мы в скором времени удостоились отмены всех строгих указов Свыше, среди которых нечистота и смерть — и все мы будем наслаждаться вечной жизнью и созерцанием Б-га в спасённом и отстроенном городе Иерусалиме!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Вайера (другие статьи):