Вот настала недельная глава Торы, где говорится про обрезание праотца Авраама. В 99 лет пришлось расстаться с крайней плотью. Творец объявляет обрезание как свой союз с евреем. Возникает два вопроса:
1. Зачем нужен союз?
2. Почему таким странным образом?
Это, несомненно, оригинально, но что скажут простые обозники?!
Идея заключения союза состоит в следующем. Когда между людьми протекают нормальные человеческие отношения, нет повода для раздора. Но если по какой-то причине отношения портятся, то может быть и ссора, и война.
Творец ставит условия нормального существования. Вселенная, народы, животные должны выполнять возложенную на них миссию. Бунт привёл к потопу, глобальному очищению от грязи. Потоп так сильно впечатлил Ноаха, что он боялся продолжать поколения. Ведь может быть люди опять что-то перепутают и снова миква, снова ливень. Вот тут Творец и заключил союз с Ноахом. То есть даже если по логике вещей нужно будет уничтожить мир водой, этого не произойдёт.
У евреев союз с Творцом проходит через детородный орган. И в этом кроется глубокая идея.
Есть два вида передачи информации:
1. Учитель делает ученика.
2. Отец рождает сына.
Первым путём передаётся лишь то, что знает учитель. Вторым — сам человек всем своим существом. Факт, что глупцу не помогут самые умные объяснения. Слепой, напротив, рождает зрячего. Поэтому интеллект, слух, зрение и т.д. — это лишь силы души и соответствующие органы на теле человека, через которые эти силы проявляются.
Однако через место, где делается обрезание, проходит само ядро, сам человек. Таким образом, понятна тяжесть греха Эра и Онана — исход семени впустую и всяким некошерным образом. Поражается не часть души, а весь духовный комплекс человека, вся его суть.
Вернёмся к союзу. Обрезание, открытие плоти — это символ глубочайшей связи между евреем и Творцом. Связь не обусловлена никакими «маленькими» условиями. Связь еврея с Б-гом это мощная сущностная связь. Можно быть и глупцом, и неучем с каменным сердцем. Всё равно через обрезание раскрывается морской узел, который не подлежит развязке.
Может быть есть господин и раб, учитель и ученик, солнце и его луч. Мы же настаиваем связи с Творцом, как это у отца и у его любимого ребёнка.