СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 5 Тишрея 5783 года, шестой день недели, гл. Ваейлех | 2022-09-30 13:04

Разбор сцены с ослицей Билама

Когда ангел стал в другом месте и ослица увидела его снова, она получила второй элемент — силу движения, которая поддерживает силу речи.

393 (0)
«Ор а-Хаим» Перевод: Моше-Залман Забродин
Разбор сцены с ослицей Билама
На осле фото: kertu_ee / depositphotos

«И увидела ослица…» («Бамидбар» 22:23). Необходимо понять, в чем заключался замысел Всевышнего, когда Он сделал так, что ангел был увиден ослицей, а также то, что ангел стал в трёх разных местах, зачем ослица прижала ногу Билама к стене, почему Он сделал так, что ослица припала под Биламом к земле при третей встрече с ангелом, а также в чем заключался смысл того, что она раскрыла свои уста. Всё это является загадочным.

И я считаю, что целью всего этого было принизить гордыню нечестивца Билама, которую он ещё раньше проявил по отношению ко Всевышнему, ведь он не сказал пришедшим к нему вельможам, что отправляется в путь с разрешения Всевышнего, но сделал вид, что находится в собственной власти, поэтому Всевышний и захотел его принизить так сильно, насколько это возможно, а также подвернуть его особому позору.

Известно, что жизненность, которой Всевышний наделил неговорящие творения отличается от той жизненности, которой он наделил людей.

Когда Он захотел, чтобы ослица открыла свои уста и заговорила подобно людям, Ему пришлось придать ей жизненные свойства, которые свойственны людям. Для этого ангел и стал в трёх местах, и ослица увидела его трижды. Это было необходимо, поскольку для того, чтобы творение заговорило, необходимы три подготовительных шага.

То есть творение должно быть наделено тремя элементами жизненности, которые будут поддерживать способность речи.

1. Сила роста («коах а-цомеах»), которая присутствует во всех творениях.

2. Сила движения («коах а-мениа»), которая присутствует в животных.

3. Сила речи («коах а-медабер»).

При этом, сила роста и движения должны быть устроены таким образом, чтобы они могли поддерживать третью силу, силу речи.

Для того, чтобы это стало возможным, было необходимо, чтобы ослица увидела ангела трижды.

Первый раз она увидела его, когда он встал на пути Билама. Благодаря духовному видению который у нее тогда возник, она получила первый необходимый элемент силы роста, который устроен таким образом, что поддерживает силу речи.

Когда ангел стал в другом месте и ослица увидела его снова, она получила второй элемент — силу движения, которая поддерживает силу речи.

Когда же ангел вновь встал на пути Билама и ослица увидела его в третий раз, она стала обладать силой речи и тогда Всевышний раскрыл ее уста и она заговорила с Биламом с пониманием, задавая вопросы и отвечая на них, в результате опозорив Билама перед юношами, которые были вместе с ним, а также перед остальными людьми. Данный вид позора был выбран неслучайно, а именно в силу того, что весть о нем разлетается очень быстро, ведь произошедшее было абсолютно удивительным, неслыханным доселе событием.

В экстраординарности произошедшего присутствуют две составляющие:

1. То, что животное заговорило.

2. Выяснилось, что для такого важного человека, как Билам, ослица исполняла роль жены.

Однако все ещё остаётся выяснить: почему было недостаточно того, чтобы ангел показался ослице трижды в одном месте (то есть почему было необходимо показываться в трёх разных местах)?

На это можно ответить так, что три разных места, в которых ангел встал на пути Билама, символизируют три проступка, которые он совершил.

Перечислим их:

1. Всевышний сказал Биламу «Не ходи… не проклинай» (строка 12), однако, когда Билам передавал вельможам Его слова, он упомянул только «Не ходи…», что привело к тому, что Балак послал к Биламу новых посланников. [Имеется в виду, что если бы Билам передал слова Всевышнего полностью, в том числе упомянув и «Не проклинай…», то Балак бы больше не посылал за ним посланников].

В соответствии с этим ангел стал посреди пути, и ослица свернула с него, подобно тому, как Билам свернул с пути, которым Всевышний указал ему идти.

2. Когда вторая группа посланников пришла к Биламу, Всевышний сказал ему: «Если эти люди пришли взять тебя…», тем самым указав ему, что Биламу можно пойти с этими людьми только при условии, что для него от этого дела будет польза. Более того, этим условием Всевышний намекнул Биламу, что пользы от этого Биламу не будет, но тот не внял этому намеку.

В соответствии с этим, ангел стал на тропе виноградника между двумя оградами, так что ослица была вынуждена придавить ногу Билама, тем самым как бы говоря, что Всевышний давил на Билама прекрасно подобранной формулировкой, чтобы Билам не шел с людьми, посланными за ним Балаком.

3. Во время предоставления разрешения Биламу отправиться в путь, Всевышний сказал: «Но только ту вещь, которую я скажу тебе…» Эта формулировка предельно точна и не предполагает отклонений в различные стороны.

Однако злодей Билам все же поступил по-своему, что отображено в словах «…идёт он» (идёт, преследуя собственные цели). Также это следует из слов «Он едет верхом… и с ним два его юноши».

В соответствии с этим ангел стал в узком проходе, так что его невозможно было обойти, и ослице ничего не оставалось, кроме как остановиться и опуститься под Биламом к земле. В этом содержался намек на то, что Всевышний не желает той вещи, исполнить которую отправился Билам.

Опубликовано: 14.07.2022Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter