Рассеянные благословения
Глава Торы на этой неделе известна невероятными благословениями, произнесенными подлым языческим пророком Биламом, нанятым моавитянским царем Балаком, который боялся еврейского народа, направлявшегося в Землю Обетованную. Понимая, что ему никогда не победить их на поле битвы, Балак нанял Билама, чтобы тот проклял еврейский народ. Этот мерзкий Билам был известен своей способностью произносить проклятия, которые впоследствии материализовались.
Билам намеревался выполнить приказ Балака и проклясть евреев множеством проклятий. Однако Б-г вмешался и превратил все его проклятия в самые изысканно-прекрасные благословения, среди которых благословение о будущем Мессианском веке.
Талмуд («Санедрин» 105б) делает поразительное заявление относительно проклятий Билама, превратившихся в благословения: «Несмотря на то, что Тора утверждает, что из уст Билама исходили только благословения, все они превратились в проклятия, как и было задумано Биламом. К сожалению, эти благословения действительно превратились в проклятия, которые сбылись на протяжении всего нашего долгого и трудного существования в изгнании».
Благословения Билама произносились неохотно, но его стремление к проклятиям было искренним, а его негативные намерения в конечном итоге нейтрализовали его словесное выражение благословений.
Одинокое благословение
Согласно Талмуду, есть только одно благословение, которое осталось благословением, несмотря на намерение Билама. Это благословение: «Как хороши шатры твои, Яаков; жилища твои, Израиль».
Это благословение, как говорят нам наши мудрецы, относится к домам молитвы (синагогам) и домам изучения Торы. Это благословение было единственным, которое не превратилось в проклятие.
Талмуд цитирует библейский отрывок, подтверждающий это. В книге «Дварим» (23:6) Тора говорит о том, что «Б-г не захотел слушать Билама, и Он превратил проклятие в благословение для тебя, потому что Б-г любит тебя». Теперь в стихе упоминается «проклятие» в единственном числе, а не «проклятия» во множественном числе. Это указывает на то, что только одно проклятие было фактически преобразовано Б-гом в благословение.
Когда мы анализируем этот отрывок Талмуда, возникают два взаимосвязанных вопроса:
Во-первых, откуда мы знаем, что единственное проклятие, которое фактически превратилось в благословение и не превратилось в проклятие, касалось домов молитвы и домов изучения Торы? Из использования единственного слова «проклятие» мы знаем только, что это было одно проклятие, которое превратилось в благословение. Откуда нам знать, каким оно было?
Во-вторых, почему все остальные благословения превратились в проклятия, а благословения, касающиеся домов молитвы и домов обучения — нет? Если злые мысли Билама были настолько сильны, что преобладали над всеми остальными благословениями, почему его негативные мысли не преобладали и над этим благословением?
Наша уязвимость
Один из подходов к этому требует лучшего понимания динамики проклятий Билама. Проклятие может быть эффективным только в том случае, если человек уязвим. Когда человек остается один, все его недостатки обнажаются, и это делает его восприимчивым к негативным энергиям, исходящим от того, кто произнес проклятие. Когда человек находится в единой группе, эти недостатки скрыты и негативная энергия просто вернется обратно к тому, кто произнес проклятие.
Вот почему благословения, произнесенные Биламом, превратились в проклятия, которые он имел в виду. Еврейский народ, к сожалению, не был единым, особенно в последние дни второго Храма. Они страдали от бессмысленной ненависти, самой худшей формы разобщенности. Вместо того, чтобы Храм объединил их и сделал невосприимчивыми к задуманным проклятиям Билама, их разделение нейтрализовало объединяющую силу Храма и сделало их уязвимыми. Так началось долгое и горькое изгнание с физическим рассеянием евреев по всем четырем уголкам земного шара, которое происходило параллельно с их духовным распространением.
Теперь мы можем понять, почему единственное проклятие, которое не материализовалось, это: «Как хороши шатры твои, Яаков; жилища твои, Израиль», которые, как говорят нам наши мудрецы, относятся к домам молитвы (синагогам) и домам изучения Торы.
Единственное место в мире, где единство остается незапятнанным, — это синагоги и дома изучения Торы.
Место единства
Синагога — это место, где десять или более евреев собираются для молитвы и в результате сходятся два элемента единства.
Во-первых, когда десять евреев собираются для молитвы или изучения Торы, они представляют весь еврейский народ. Как будто все мы физически присутствуем.
Во-вторых, что касается молитвы, мы молимся в сторону Храма и направляем туда свои мысли. В результате мы все сходимся в одном. Это основано на учении Баал-Шем-Това о том, что человек находится там, где находятся его мысли. Когда все наши мысли направлены на Храм, мы фактически все вместе.
В-третьих, что касается Торы, когда мы изучаем те же части Торы, что изучают другие, мы объединяемся как одно целое. Это одна из причин, по которой Ребе Король Мошиах дал указание изучать кодекс Маймонида, чтобы весь еврейский народ мог объединиться, изучая один и тот же текст.
«Для тебя» в единственном числе
На эту мысль намекают слова Торы: «Б-г не захотел слушать Билама, и Б-г превратил проклятие в благословение для тебя, потому что Б-г любит тебя». Слова «для тебя» употребляются в единственном числе, а не во множественном, что было бы более уместно при обращении ко всему народу.
Возможно, используя форму единственного числа, Тора намекает, что причина, по которой проклятия будут преобразованы в благословения, заключается в том, что «ты» — единая сущность благодаря домам молитвы и домам обучения.
Когда мы достигаем единства, у нас есть сила отменить все проклятия, потому что, как утверждает Мишна, «Всевышнего не нашел лучшего сосуда, который содержал бы благословение, кроме мира».
Хотя в этом стихе говорится о преобразовании проклятия в благословение в единственном числе, понятно, что единство может преобразовать все проклятия. Но тогда возникает вопрос, почему в Торе слово «проклятие» упоминается в единственном числе. Надо было сказать, что «Б-г превратил проклятия в благословение».
Изгнанние: мать всех проклятий
Ответ в том, что есть одно проклятие, которое содержит в себе все остальные; это проклятие изгнания, вызванное разобщенностью. Таким образом, единство и мир кладут конец изгнанию, а вместе с ним и всем остальным проклятиям.
Преобразование мечты
Мы также можем объяснить, почему, когда коэны благословляют евреев, мы имеем в виду, что проклятие Билама превращается в благословение, а наши мечты «превращаются в добро».
Какая связь между тем, что Б-г сделал с проклятием Билама, нашими снами и благословением коэнов?
Весь опыт изгнания можно сравнить со сном и когда коэны благословят нас с любовью и миром, это дает нам силу снять проклятие изгнания и принести окончательное Освобождение; высшее проклятие превратится в высшее благословение!