СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 08:56

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

О приобретении Пинхасом статуса коэна: уступка или подарок?

Понятие «священничество» — это определенный вид души, которой обладают коэны, и так эта душа называется в месте душ.

21.07.2022 862 мин.

«Поэтому скажи им: Я заключаю с (Пинхасом) Мой союз мира. Для него и для его потомства после него будет это союз вечного священничества…» («Бамидбар» 25:12-13).

«Ор а-Хаим» задает вопрос, почему Тора добавила слово «поэтому» (в оригинале — «лахэн»), ведь сказано дальше: «поскольку возревновал он за Всевышнего», а ведь этим выражается тот же смысл, что и словом «поэтому». Учитывая это, мы вынуждены сказать, что словом «поэтому» выражается клятва, как сказали наши мудрецы благословенной памяти в мидраше («Шмот раба» 6:4), что слово «поэтому» не что иное, как клятва, как написано в первой книге Шмуэля (3:14): «Поэтому поклялся Я в отношении дома Эли».

Объяснив, что это слово означает, всё же необходимо понять зачем в нашем случае (с Пинхасом) потребовалась клятва.

И в качестве ответа можно сказать, что потребовалась она для того, чтобы укрепить союз мира, заключённый с Пинхасом и всеми его потомками, так чтобы Пинхас был уверен, что даже если не все его потомки будут достойными, Всевышний всё равно исполнит данную клятву.

Также мы сможем лучше понять написанное в данной строке если обратимся к сказанному в трактате «Звахим» 101б, где говорится, что Пинхас стал коэном только после инцидента с Зимри, поскольку на момент, когда коэнами стали Аарон и его сыновья, Пинхас уже существовал (а священничество распространилось только на Аарона, сыновей Аарона и их будущих потомков).

Однако, после совершения Пинхасом акта ревности, священничество, приобрел и он.

Существуют два способа, которыми это приобретение могло произойти: путем уступки («дерех мехила») и путем подарка («дерех матана»).

Путь уступки означает, что Всевышний снял с Пинхаса «штраф» (убрал недостаток), который заключался в том, что Пинхас не был помазан вместе с коэнами. Согласно этому способу, священничество Пинхаса является следствием того, что он является потомком Аарона.

Второй способ приобретения заключается в том, что статус коэна даётся Пинхасу как нечто новое, вне зависимости от его родства с Аароном.

И это подобно тому, как священничество было дано самому Аарону несмотря на то, что ни его отец, ни его брат коэнами не были.

Согласно законам приобретения, есть разница между тем, когда что-либо приобретается вследствие уступки, и вследствие получения подарка.

Рассмотрим эти различия:

Если нечто приобретается в результате уступки, то для того, чтобы приобретение было обязывающим, не требуется «киньян» (завершающее действие по приобретению).

Если же нечто приобретается в результате подарка, то завершающее действие необходимо, и все то время, пока получатель, Шимон, не сделал «киньян», который выводит подарок из собственности дарителя, Рувена, собственником подарка Шимон считаться не будет.

В свете сказанного, если Пинхас получил статус коэна в результате уступки, то для этого не нужен был «киньян», но если он получил этот статус в качестве подарка, то некая форма «киньяна» была необходима.

Более того, в приобретении в результате подарка существуют ещё два недостатка по сравнению с приобретением в результате уступки:

1. Если Всевышний устраняет недостаток Пинхаса и включает его в священничество Аарона, то те, которые захотят это оспорить, сделать этого не смогут, подобно тому, как были дискредитированы те, кто пытались оспорить священничество Аарона, ведь в таком случае священничество Пинхаса проистекает из священничества Аарона.

Однако не так дело обстоит в случае получения Пинхасом священничества в результате подарка, ведь тогда могут отыскаться оспаривающие это, подобно тому, как это было вначале с Аароном, учитывая ещё и то, что у Пинхаса появились ненавистники после того, как он убил Зимри — главу колена Шимона.

2. Если предположить, что священничество Пинхас получил в качестве подарка, уместно было бы сказать, что это некое новшество, которое касается только его, но не его потомков (если бы об этом не было упомянуто отдельно).

В случае же уступки священничество Пинхаса в корне проистекает из священничества Аарона, и бесспорно распространяется и на потомков Пинхаса.

В итоге, мы видим, что в приобретении статуса коэна посредством уступки, есть три преимущества по сравнению с приобретением вследствие подарка:

1. Отсутствие необходимости в «киньяне».

2. Можно не опасаться тех, кто захотят оспорить это приобретение

3. Этот статус распространяется не только на самого человека (Пинхаса), но и на его потомков.

Перейдем к определению того, каким же способом Пинхас приобрел статус коэна.

Всевышний счёл нужным поднять Пинхаса на высокий уровень и даровать ему статус коэна посредством подарка, чтобы он был коэном самостоятельно, а не из-за своей принадлежности к ветви, из которой он произошел, и это только добавляет славы Пинхасу.

И это видно из того, что сказано: «Вот Я даю ему…», из чего делаем вывод, что речь идёт о подарке. При этом Творец мира позаботился о том, чтобы устранить все три недостатка, которые связаны именно с таким способом приобретения, о которых говорилось выше, а именно:

1. В отношении того, что в случае с подарком необходим «киньян», Всевышний сказал «лахен» (см. начало комментария), использовав формулировку клятвы, то есть обязался исполнить сказанное несмотря на отсутствие «киньяна».

2. В отношении опасения, что этот статус могли оспорить, Всевышний сказал: «Вот, Я даю ему свой союз мира».

3. Касательно распространения священничества на потомков Пинхаса, Творец сказал: «И будет ему и его потомкам после него…».

Таким образом мы видим, что:

1. Подарок Пинхасу был закреплен клятвой Всевышнего.

2. Таким образом что это сопровождается миром, и не будет тех, кто захочет это оспорить.

3. И так, что это будет относиться и к его потомкам, будучи священничеством вечным.

Далее «Ор а-Хаим» сообщает, что уже упоминал в ряде мест в своем комментарии, что понятие «священничество» — это определенный вид души, которой обладают коэны, и так эта душа называется в месте душ. При этом Всевышний дал Пинхасу обещание, что эта ветвь святости, которая называется «кеуна», распространится (в том числе) и на его потомков.

В этом и заключается внутренний смысл сказанного «кеунат олам» — священничество вечное.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter