22 Менахем-Ава 5781 года, суббота недели, гл. Экев

Исходы жизни

09.08.2011 3328 (0)
Нехама Грайзман Свободный перевод: Шейндл Пугач Источник: книга «Глазами женщины»
Исходы жизни
Исходы жизни

На этой неделе мы будем читать недельную главу «Масъэй», рассказывающей про сорок два переезда евреев по пустыне с момента их выхода из Египта и до их прибытия в землю Израиля.

Основным принципом в иудаизме является то, что любая написанная в Торе вещь является вечной и актуальной в любом месте и в любое время. Исход из Египта в Израиль не произошел за одну ночь. Он занял сорок два этапа в течение сорока лет. Каждый этап исхода устанавливался абсолютным образом указанием от Б-га. Облако, укрывающее лагерь, начинало подниматься каждый раз, когда от евреев требовалось встать и поехать. Тогда все находящиеся в лагере начинали упаковывать свои вещи и идти за столбом облака днем, а ночью за столбом огня. Каждый раз, когда столб останавливался евреи разбивали лагерь, а когда он двигался, они шли за ним. Так это происходило сорок два раза — «и поехали и остановились», по дороге в землю Израиля.

В первом предложении этой главы говорится: «Это переезды сынов Израиля, вышедших из земли египетской…» А ведь они не вышли еще из Египта все сорок две остановки. После первого этапа выезда, прибыв в Суккот, они еще не оставили Египет, а только уехали из Суккота. То же самое верно и относительно остальных сорока одной остановок, которые были этапами продвижения в землю Израиля и не являлись выходом из Египта? Простой ответ — пока человек не приходит к конечной цели — Израилю (в духовном смысле вдобавок к буквальному пониманию) он находится все время в процессе выхода из Египта.

Однако это предложение содержит более глубокий смысл — он говорит о переходах в жизни любого еврея как индивидуума. Более того, можно проанализировать жизнь любого еврея в свете этих сорока двух переходов евреев из Египта в Израиль. Другими словами, можно сравнить переходы каждого еврея в течении его жизни с сорока двумя этапами, описывающимися в этой недельной главе.

Часто Ребе Король Мошиах указывает на то, что слово Тора происходит от слова «учение». Что же мы можем выучить из сорока двух этапов исхода, упоминающихся здесь?

Слово «Египет» на иврите происходит от слова теснина и граница, это слово связано со словом «узкий», узкое место. В жизни любого человека есть состояния, которые Тора описывает как теснина и ограничение, состояния, когда человек чувствует, что что-то препятствует ему идти верным путем. Чтобы выйти из теснин, человек должен напрячь все свои силы, и когда ему удается выйти из теснин, он как бы оставляет прежнее место и приходит в место, которое ребе называет «простор». Когда определенная проблема разрешается, вы дышите свободно: «Я вышел из этого напряженного состояния».

Смысл предложения в том, что жизнь еврея, начиная с его рождения — это серия наряженных состояний, сопровождаемых выходом на простор. То есть, в каждый момент нашей жизни нагромождаются на нашем пути различные препятствия и испытания, которые и являются напряженными состояниями. Понятно, что они не должны нас задушить или подавить. Наоборот, посредством преодоления этих препятствий мы становимся более сильными и наше осознание божественного увеличивается.

Можно сравнить это с армией. Когда выходят на первоначальные тренировки, солдаты должны пробежать десять километров, нести тяжести и преодолевать тяжелые ситуации. Зачем? Потому что, только если они пройдут через препятствия, которые армия создает для них, они станут хорошими солдатами. Если бы они никогда не делали этого, то они бы не осознавали, на что они способны. Человек, проходящий через трудные ситуации тем самым строит свои силы. Как это верно по отношению к физическим нагрузкам, также обстоит дело и с духовным положением.

В этом контексте, Египет — это не страна на карте мира, а этапы теснин и ограничений, которые мы все проходим в нашем маршруте к духовному совершенству, символом которого является земля Израиля.

Такая у нас жизнь — вещи, считающиеся трудными в пятилетнем возрасте в возрасте десяти лет смешно о них даже говорить. Человек, только что женившийся борется с нелегкими трудностями адаптации первого года брака. Однако люди, женатые двадцать пять лет и женящие своих детей, начинают другую новую серию трудностей и проблем. После этого есть проблемы, приходящие со старческим возрастом и с положением бабушки и дедушки. У каждого этапа в жизни имеются свои преимущества. Б-г ставит нас беспрерывно в новые ситуации, которые все связаны с рядом проблем, и мы должны ими заниматься и расти с их помощью.

И когда же это закончится? Только с уходом человека из этого мира То есть, начало называющееся Египтом — это рождение человека. Вход в землю Израиля в конце сорока второго перехода — это конец жизни человека в этом мире и его вхождение в будущий мир. Это относительно личной плоскости.

В национальных масштабах Египет символизирует собой начало изгнания, а въезд в землю Израиля значит конец изгнанию и наступление последнего освобождения с помощью нашего праведного Мошиаха.

Тора отмечает, что последний переход евреев был в «Ярден Ерихо», как написано: «И остановились они в Арвот Моав на Ярдене Ерихонском». Ребе поясняет, что слово «Ерихо» намекает на Мошиаха, потому что это слово происходит от корня слова запах («реах»). Пророк Йешаяу говорит, что когда придет Мошиах, то «не то, что видят его глаза будет судить мир и не то, что слышат его уши будет доказательством», а «и учует он запах трепета перед Б-гом».

Его чувство обоняния будет сильно развито из-за его страха перед Б-гом. Когда придет Мошиах, среди нас будут еще находиться сомневающиеся люди, что неудивительно — ведь мы ждали Мошиаха несколько тысяч лет. Когда он придет, вскоре в наши дни и люди услышат, что Мошиах уже здесь, конечно же, найдутся такие люди, которые скажут: «Вы уверены? Докажите нам. Как мы будем знать, что это тот человек, которого мы так желали»? Поэтому Тора говорит, что его можно проверить.

Одной из удивительных вещей, с помощью которой Мошиах сможет доказать свою идентичность — это его способность судить и делать заключения о вещах согласно своему чувству обоняния. Это невозможно сделать только физическим чувством. Вы можете приготовить кашерную курицу или некашерную курицу, и они будут выглядеть одинаково, их вкус и запах будут неразличимы. Кашерная курица не будет отличаться своим вкусом и запахом только из-за того, что она кашерная. В Талмуде говорится, что Мошиах сумеет различить по запаху разницу между курицами. До нынешнего дня, на протяжение всех лет изгнания мы еще не слышали о праведнике, способном решать вопросы, связанные с еврейским законом основываясь на своем чувстве обоняния. Поэтому, если мы встретим человека, способного это делать, это будет нам знамением, приметой, что этот человек является Мошиахом, и поэтому слово «Йерихон» намекает нам на Мошиаха.

Дальше объясняет Ребе, что жизнь человека— это серия переходов, где каждый из них является тесниной по сравнению с последующим переходом. Испытания меняются и делаются более трудными, как только вы их проходите. Это происходит каждый день, хотя, понятное дело, бывают разные уровни. Нация проходит свои переходы, а частный человек — свои. Каждый день человек проходит эти переходы с момента своего пробуждения с утра и до тех пор, пока он не ложится спать ночью.

Мы видим это в молитве. Перед тем, как человек начинает молиться «его душа находится в носу», как говорят наши мудрецы. Душа еще не вошла в него внутрь до конца. На этом этапе он немного более, чем животное с потенциалом быть человеком. Чтобы им стать, он должен начать молиться. Для этого нужно отключиться от всего, что происходит в окружающем его мире. Во время, посвященном молитве, сколько бы она не занимала, нельзя слушать радио, читать газеты и т.д. Нужно быть полностью сосредоточенным на молитве.

И тогда, когда человек молится, сами молитвы ведут его через ступени. Первая часть молитвы называются «Псукей Дезимра» — это первый этап. Чтение молитвы «Слушай Израиль» является еще одним этапом, а молитва «Шмона Эсре» — это кульминация молитвы. В этот момент, говорит Баал-Шем-Тов, вы приходите в такое состояние самоустранения, как будто вы умерли. Вы находитесь уже не в этом мире, а в Земле Израиля — в месте, где божественное присутствие раскрыто.

Мы не говорим об образе вашей молитвы, Я не имею в виду — смотрите на меня и вы увидите молитву в наилучшем ее варианте. Я имею в виду человека, молящегося с верой и простодушием. Когда человек доходит до молитвы «Шмона Эсре», написано в «Шулхан Арух» — своде еврейских законов, человек должен стоять как раб перед своим господином. Он настолько самоустраняется, настолько подчиняет себя своему повелителю, что он больше не может громко говорить, и он шепчет. Это наивысшая фаза молитвы. И несмотря на это, назавтра он начинает свою работу заново, с молитвы «Благодарю тебя». Новый день, вперед, наверх, в направлении земли Израиля. И на следующий день, из-за того, что он является новым днем, вы начинаете все заново — и продолжаете свой путь. Это жизнь еврея — вы никогда не заканчиваете, вас всегда ждет работа, которую вам предстоит сделать.

Ребе объясняет нам, что это состояние, при котором наша жизнь —это продолжительное путешествие, может привести к двум реакциям. Первая — человек становится сильно довольным собой, он может сказать: «Посмотрите, какое расстояние я преодолел. Я помню, что несколько лет назад я находился на одном уровне, а сейчас, после того, что я боролся и тяжело работал, я нахожусь на гораздо более высокой ступени». Такому гордецу Тора говорит: «Не сильно гордись, может, ты и прошел двадцать два перехода, замечательно, но перед тобой лежат еще двадцать других рейса». Пока вы живы, вы не можете удовлетвориться количеством совершенных переходов. Тора замечает, что праведники не отдыхают даже в будущем мире, потому что не только этот мир является серией ступеней, но даже в будущем мире имеется множество ступеней.

Однако есть и противоположная реакция — вы можете войти в депрессию. Вы можете сказать себе: «Боже мой, какой ужас. Я нахожусь на очень низкой ступени. Как я сумею дойти до уровня того, другого человека? Посмотрите на него, он стоит на несравненно более высоком уровне, какой же смысл даже начинать подъем?» Для такого человека тоже найдется ободряющее слово. Тора относится к любому положению.

Такому человеку она говорит: «Не отчаивайся, Б-г никогда не хотел, чтобы человек вышел из Египта в землю Израиля за один ход». Тора сразу рассказала нам, что это возьмет сорок два перехода. Человеку никогда нельзя отчаиваться, потому что все время, пока вы заняты переходами, пока вы не опустили руки и не перестали идти вперед, вы являетесь соучастником большого исхода. Всевышний проверяет, что внутри у человека и Он дает вам кредит. Вы никогда не сможете сравнить себя с кем-либо другим, потому что вы не знаете, с какой ступени другой человек начал свой подъем и какие ограничения имеются у него.

Самое важное знать, что вам нужно продвигаться, просто переход за переходом приходящим после него, и дать Б-гу определять уровни людей, Тому, кто говорит в отчаянии: «Посмотрите, какой путь лежит передо мной». Тора говорит: «Не опускай руки, после всего ты обернешься назад и увидишь, какую длинную дорогу ты уже прошел. Еще несколько шагов вперед, и ты достигнешь следующей ступени».

Не взваливайте на себя все переходы сразу. Шаг за шагом, каждый раз одна ступень. Ставьте себе целью только следующую остановку. В конце концов мы все достигнем земли Израиля. Каждый из нас прочувствует свое личное избавление, и весь народ Израиля в целом также найдет свое избавление.

Чтоб мы удостоились видеть его вскоре в наши дни!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter