СБП. Дни Мошиаха! 7 Элула 5784 г., третий день недели Тэцэ | 2024-09-10 13:20

Иерусалимский Храм в руинах или Снос в зоне строительства?

И что же в первую очередь нужно сделать Б-гу, чтобы построить новый вечный дом, намного лучше своих предшественников? Разрушить существующее здание!

Перевод: Д. Беляев 30.07.2024 1 322 мин.

Начнем с шутки. Духовный наставник хасидов р. Шауль Брук возглавлял несколько йешив «Томхей-Тмимим», сначала в Звиле, а затем в Ришон-Ционе. В йешиве был один парень со средними способностями, который не мог интегрироваться в общество, был замкнут. Рав Шауль повернулся к нему и прошептал на ухо: «Мойшеле, сломай стул!»

Парень был в полном замешательстве: сломать стул… Даже сегодня это странно, а уж в период строгой экономии того времени, особенно р. Шаулем, который строго следил за имуществом йешивы, и подавно. «Зачем просто уничтожать вещи йешивы?» Наставник сказал ему, что есть такая поговорка: «Если это не поможет, то не навредит» и добавил: «Но если ты не навредишь, ничто не поможет».

Конструктивная критика или возвышающее послание?

Всем нам известны слова ТУРа (раздел «Орах Хаим» п. 429) о том, что с недельной главы «Берейшит» до 17 Тамуза недельная афтара отражает содержание недельной главы, а с 17 Тамуза и далее афтара своевременна, отражает период, в котором мы находимся, и не очень связана с недельной главой.

Тем не менее, Ребе всегда находит удивительную связь между афтарой и недельной главой, полагаясь на то, что все вопросы Торы невероятно точны. Это относится и к недельной главе Дварим, и к недельной афтаре — видению Йешайи. И вся прелесть в том, что связь между ними вращается вокруг вопроса Освобождения!

Недельная глава «Дварим» начинается с монолога Моше, в котором он упрекает еврейский народ за то, что во время пребывания в пустыне они много раз гневили Б-га. Он даже перечисляет семь мест, где они восстали против Творца и бросили ему вызов. Однако в конце недельной главы тон Моше меняется… и он рассказывает еврейскому народу о чудесных победах над Сихоном и Огом, о завоевании Хевель-Гилада, о наследовании сыновьями Гада и Реувена, вплоть до вступления в землю обетованную.

И Йешайя поступает точно так же… Он открывает свое пророчество жестким и едким заявлением о том, что «даже осел знает, кто в доме хозяин… а еврейский народ — нет!». Он описывает разрушение будущего Иерусалимского Храма, войну и уничтожение Земли Израиля — суровые слова, которые бросаются в глаза каждому. С другой стороны, в конце афтары пророк меняет направление и начинает пророчествовать о радужном будущем, которое наступит для еврейского народа в истинном и полном Освобождении. Как сказано: «Начинает с уничижения, а заканчивает восхвалением» — и в недельной главе, и в афтаре.

Чему это нас учит? И как это связано с Освобождением?

Хорошо известно правило (в отношении юридических документов): «Все идет после печати (т.е. заключительного пункта)», поэтому, несмотря на то, что у недельной главы и афтары неровное начало, суть их обоих — концовка и печать — в вопросе искупления: «Сион на суде будет искуплен, и пленники его — в праведности».

Ребе делает интересный вывод. Одной из основополагающих книг хасидизма ХАБАД является «Ликутей Тора». В этой книге содержатся трактаты по хасидизму, которые Алтер Ребе говорил о недельной главе, в том виде, в каком их упорядочил и отредактировал его внук, Цемах-Цедек. Для каждой недельной главы есть несколько маамаров на стихи из недельной главы или афтары, которые Алтер Ребе объясняет в прекрасных и приятных объяснениях согласно хасидизму.

Необычно, что на недельную главу «Дварим» есть только один трактат во всей этой толстой книге. И этот единственный и неповторимый трактат объясняет стих из… афтары!

Этот трактат относится к стиху, который мы упоминали ранее: «Сион на суде будет искуплен, и пленники его в праведности». Почему в данном случае есть только один трактат? Разве Алтер Ребе не сказал больше трактатов в субботу недельной главы «Дварим»? Разве Цемах-Цедек не нашел даже одного трактата о стихах этой недельной главы?

Ребе объясняет, что таким образом Алтер Ребе подчеркивает и подразумевает, что суть главы в том, что «Сион на суде будет искуплен». Все стихи, упреки и сложные пророчества, встречающиеся в парше и в афторе, указывают на один главный момент — «Сион на суде будет искуплен», пророчество об искуплении.

Но как? Как разрушение служит искуплению? И как обличение и гнев приводят к спасению?

Опасность: зона строительства

Чтобы понять, как можно говорить о тяжелом бедствии, что оно является искуплением и строительством, начнем с тревожного вопроса, связанного с историей разрушения Иерусалимского Храма. Тора запрещает разбивать даже один маленький камень из Храма. Ни с жертвенника, ни с зала, ни откуда-либо еще. Мудрецы учат нас стиху «Он говорит слова Свои Яакову, законы Свои и постановления Израилю», что все, что Б-г повелевает еврейскому народу, Он делает Сам. В соответствии с этим возникает серьезный вопрос: как Б-гу было позволено сломать и разрушить Иерусалимский Храм, полностью противоречащий прямой заповеди хранить его в целости и сохранности?

Каждый ребенок знает, что, когда строишь, нужно сначала… сломать! Как и на любой стройке, когда бульдозеры приезжают сносить предыдущее здание, на заборе вывешивают большую табличку. И что же написано на этой табличке? «Опасность: зона строительства!»

Первые два Иерусалимских Храма были построены человеком: первый — Королем Шломо, а второй — Эзрой и его двором. Конечно, в Иерусалимских Храмах сияли святость и божественность, в них обитала Шхина, но все же они не были полностью совершенны, и факт остается фактом — они были разрушены.

Третий Иерусалимский Храм будет построен не человеческими руками, а спустится с небес. Это будет особое здание, совсем не похожее на предыдущие. Оно будет совершенным, поэтому станет вечным сооружением, и его разрушение невозможно.

И что же в первую очередь нужно сделать Б-гу, чтобы построить новый вечный дом, намного лучше своих предшественников? Разрушить существующее здание!

И это ответ на вопрос, как (якобы) Б-гу было позволено разрушить Иерусалимский Храм? Правильно, разрушать запрещено, а строить?! Это разрешено, желательно и необходимо!

Б-г не разрушил, Он начал процесс строительства Третьего Иерусалимского Храма. Поддержку этому замечательному нововведению Ребе находит в формулировке «Ялкут Шимони» (Ирмия п. 259): «Рав сказал, что лев (Невухаднецар) поднялся, в знаке льва (месяц Менахем-Ав), и разрушил Ариэль (Иерусалимский Храм)… чтобы пришел лев (Б-г — «когда рычит лев, кто не убоится»), в знаке льва, и построил Ариэль».

Это звучит как игра слов, но Тора не использует обычные литературные приемы, и все имеет глубокий и скрытый смысл. Мидраш объясняет, что Невухаднецар разрушил Иерусалимский Храм (с разрешения Творца) только для того, чтобы Б-г мог построить его заново. Фактически, разрушение — это начало строительства и его неотъемлемая часть.

Звучит красиво и убедительно, но что это должно добавить каждому из нас в нашей повседневной жизни?

В жизни мы проходим через множество потрясений, «тракторов и бульдозеров» всех видов, как под дождем, так и под ветром, как в нашей индивидуальной жизни, так и в нашей общей жизни, как в Израиле, так и за рубежом. Этот год был очень сложным для всех уровней еврейской жизни во всем мире. Мы видели много разрушений. Но что теперь?

У человека, который видит перед глазами разрушение Иерусалимского Храма, не понимая внутреннего смысла этого разрушения, могут возникнуть сомнения и даже полное отчаяние, депрессия.

Но если мы знаем, что цель разрушения — строительство, мы все равно должны взывать и молить о том, чтобы изгнание закончилось как можно скорее, но это не приведет к отчаянию и печали, а скорее — к укреплению и действию, чтобы уже сейчас завершить строительство!

В заключение приведем небольшую историю:

Однажды один еврей пришел к Ребе РАШАБу и попросил благословения на важное дело, в котором ему требовалась большая милость. Ребе ответил ему, что указ уже принят и он ничего не может с этим поделать. Услышав такой ответ и поняв, что даже Ребе, его последняя надежда, не может ему помочь, еврей вышел из комнаты Ребе и разрыдался горькими слезами. Пока он плакал, он встретил рабби Залман-Аарона, старшего брата Ребе. На его вопрос, почему он так плачет, еврей рассказал ему о случившемся и об ответе Ребе.

Рабби Залман-Аарон вошел в комнату своего брата Ребе (это было в начале его руководства) и сказал ему: «Разве так можно? Когда еврей приходит просить у тебя благословения, ты говоришь ему, что не можешь ему помочь, пока он не заплачет от горя? По крайней мере, вы могли бы утешить его словами соболезнования…». Ребе велел еврею снова войти. Затем Ребе благословил его, и благословение исполнилось.

Почему Ребе поступил именно так? Если он мог благословить его, то почему не сделал этого в первый раз, а если нет, то как он благословил его во второй раз?

Ответ заключается в том, что в первый раз, когда еврей попросил благословения у Ребе, он по своему духовному состоянию на тот момент не был достоин получить благословение, и поэтому Ребе сказал ему, что не может ему помочь. Но поскольку еврей услышал суровые слова Ребе, слова, которые заставили его сломаться, покориться и излить свое сердце перед Б-гом, — тем самым он стал достойным сосудом для того, чтобы благословение снизошло на него.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter