17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

Слово слов

Десять Речений выражают суть всей Торы. В свою очередь, первые две заповеди включают в себя суть всех десяти: все позитивные предписания относятся к категории «Я — Б-г, Всемогущий твой…»

5530 (0)
Слово слов
Слово слов

В главе Торы «Ваэтханан», читаемой на этой неделе, еще раз описывается дарование Десяти Речений. Самое первое слово, громогласно прозвучавшее с вершины горы Синай — «Анохи», — означает «Я» (Б-г, Всемогущий твой…). Мидраш отмечает, что «Анохи» — египетское слово.

Десять Речений выражают суть всей Торы. В свою очередь, первые две заповеди включают в себя суть всех десяти: все позитивные предписания относятся к категории «Я — Б-г, Всемогущий твой…», а все запреты — к категории «И не будет у тебя других богов, кроме Меня». Первое слово первой заповеди — «Анохи» — квинтэссенция всех Десяти Речений. Само слово «Анохи» — «Я» — выражает наивысший аспект Б-га, означающий «Я, Который выше всякого понимания и восприятия; Я, Который не может быть определен никаким именем; Я — есть, Кто я есть».

Поэтому кажется странным, что это «слово слов» взято не из древнееврейского — Святого языка, а из языка египтян — самой морально развращенной нации того времени!

Этот факт говорит о том, что цель уникального и неповторимого Божественного Откровения на Синайской горе — влиять не только на сферу действия Святого языка — т.е. сферу Святости. Оно должно было проникнуть и на «территорию» языка египтян, воплощавшую полную противоположность Святости. Другими словами, Б-г изначально дал понять Своему народу, что Тора — не «религия для синагоги». а живая вера, воздействующая на все стороны повседневной жизни.

Если все вышесказанное перевести на язык практической повседневности, то вывод будет таков: мы должны прилагать все силы, чтобы наша вера жила во всех аспектах жизни: лишь изучать Тору и молиться — недостаточно, если это не влияет на такие повседневные дела, как еда, питье, работа, отдых. Как сказал мудрец Шломо (Соломон): «На всех путях твоих знай Его». Более того, Тору необходимо донести до всех концов земли, чтобы приобщать к нашему богатому наследию менее осведомленных евреев и продемонстрировать на практическом примере, как законы Торы могут улучшить жизнь общества.

Опубликовано: 25.07.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter