СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 07:54

Б-гу нужна душа

Есть родители, не получившие, к сожалению, полноценного еврейского воспитания, возможно, по причинам, от них не зависящим: например, их никто не учил иудаизму или же они не смогли преодолеть препятствия личного характера.

4794 (0) мин.

В главе Торы «Ваэтханан», читаемой на этой неделе, содержатся строки из «Шма», ставшие неотъемлемой частью наших ежедневных молитв. Вот что говорится в них о любви к Б-гу: «Возлюби Б-га, Всемогущего твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем существом твоим. И да будут эти слова, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем. И обучай им детей своих, и произноси их, сидя в доме своем или находясь в пути… И повяжи их как знак на руку твою, и да будут они напоминанием меж глаз твоих. И начертай их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих».

Вам, конечно же, неоднократно приходилось слышать: и слова «У меня доброе еврейское сердце», и объяснения по поводу отхода от практического исполнения религиозных предписаний тем, что Иудаизм прежде всего требует «любить Б-га всем сердцем твоим и душою и существом» и что «Б-гу нужна наша душа». Те, кто заявляет, что самое главное — это любовь к иудаизму, игнорируют простое, понятное даже ребенку, логическое суждение, а именно: если вы любите кого-то, вы делаете то, о чем он вас просит; если вы утверждаете? что любите Б-га, то вы и должны делать то, о чем Он вас просит.

Эти люди искажают значение цитируемых ими строк. Сразу же после заповеди «Возлюби Б-га твоего» в ежедневной молитве «Шма» идут совершенно конкретные предписания: «Повяжи их на руку твою, начертай их на двери твоей», а также «Обучай им детей твоих», чтобы они также исполняли заповедь «Возлюби Б-га твоего».

Есть родители, не получившие, к сожалению, полноценного еврейского воспитания, возможно, по причинам, от них не зависящим: например, их никто не учил иудаизму или же они не смогли преодолеть препятствия личного характера. Поэтому их любовь к Б-гу может оказаться неполноценной. Тем не менее, они исполнены решимости дать своим детям то, чего сами были лишены — и лучшая проверка истинности любви человека к Б-гу — направление, в котором он ведет своих детей.

Когда еврей жертвует деньги на йешиву, поддерживает синагогу или другие достойные учреждения, — это, безусловно, прекрасно. Но это еще ничего не говорит нам о том, как он растит своих собственных детей. Отец, обучающий детей надевать тфиллин, укреплять на дверях мезузу, начинать день словами «Шма Исраэль» и ими же день завершать, действительно исполняет Волю Б-га. Он любит Б-га всем сердцем своим, всей душой и всем существом своим. Довольствоваться лишь добрыми чувствами к иудаизму, исходя из того, что «Б-гу нужна душа», далеко не достаточно.

Родители, должным образом исполняющие заповедь «Обучай детей своих», получают самую большую награду: поколение их детей сохраняет верность еврейскому наследию. Тех, кто пренебрегает этой заповедью, напротив, ожидает горькое разочарование. Мы все являемся свидетелями трагических последствий, к которым ведет пренебрежение этой заповедью.

В наши дни, к несчастью, распространение получил ошибочный взгляд на роль родителей в воспитании: им, дескать, не следует вмешиваться в дела своих детей или высказывать им свое мнение. В лучшем случае они могут ненавязчиво рассказать о том, как они смотрят на те или иные вещи. Эта ошибочная позиция укрепилась до такой степени, что стала неотъемлемой частью педагогической системы и философии образования. К сожалению, мало кто из родителей протестует против этой трагической ошибки.

Молчание старших перед лицом деградации их собственных детей, пассивное соучастие в саморазрушении, которому предаются их дети, — это поистине трагическое явление. Такая пораженческая позиция («Что поделаешь с молодежью!») просто абсурдна. Молодежь хочет знать правду и готова выслушать нас, если слова идут от сердца.

Опубликовано: 25.07.2004 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter