СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 10:32

И чтобы Всевышний хранил тебя, когда ты уходишь, и когда возвращаешься

Награда за выполнение этой заповеди — долгая жизнь самому человеку и его детям. Но это не единственная заповедь, за выполнение которой обещается такая награда; есть и другие заповеди. Однако, только про мезузу говорится, что она охраняет наши дома.

Ривка Сидорова 07.03.2016 1325 мин.

Одна из заповедей, о которой говорится в главе Торы «Экев» — это заповедь о мезузе. «И напишите эти слова на косяках дома своего и на воротах своих». Говорится, что награда за выполнение этой заповеди — долгая жизнь самому человеку и его детям. Но это не единственная заповедь, за выполнение которой обещается такая награда; есть и другие заповеди. Однако, только про мезузу говорится, что она охраняет наши дома. Это не награда за выполнение заповеди; это то, что делает мезуза.

Ребе рассматривает вопрос: почему за заповеди нам полагается определенная награда? Не должны ли мы выполнять заповеди ради Всевышнего?

Ребе приводит объяснение РАМБАМа, что выполнение заповедей ради Всевышнего — это очень высокий уровень, уровень праотца Авраама, и доступен он очень немногим. Выполнение заповедей же за награду — это уже нам доступнее, это то, что мы можем делать, и поэтому Тора обещает нам награду за выполнение заповедей. Однако, мы не должны забывать, что наша цель — достичь этого высокого уровня. Даже если мы думаем о том, что мы получим такую-то и такую-то награду, в первую очередь мы должны думать о Всевышнем.

Однако это не так при выполнении заповеди о мезузе. Мезуза охраняет нас, и для этого мы ее укрепляем. А как же в Талмуде говорится, что, когда мы выполняем заповедь о мезузе, нельзя думать о том, что мезуза будет охранять? Имеется ввиду, что в первую очередь надо думать о том, что мы выполняем заповедь ради Всевышнего, но при этом можно думать о том, что мезуза будет нас охранять. Но тот, кто не думал о Всевышнем при выполнении этой заповеди, тоже выполнил ее, просто не в совершенстве.

Откуда берет мезуза свою способность охранять?

Давным-давно, когда люди еще путешествовали в основном пешком, они в руке обычно держали посох. В посохе они делали углубление, в которое вставляли… мезузу! Так они шли, опираясь на посох, в котором была вставлена мезуза.

У нас возникает вопрос: в Торе ясно написано, что еврей выполняет заповедь, когда он прикрепляет мезузу к косяку двери. Положить мезузу в посох — этим он не выполнял заповедь, а значит, мезуза его не охраняла?

Ответ на этот вопорос: нет, мезуза охраняет даже если она не прикреплена к двери. Прикрепить к косяку — это выполнение заповеди. Но мезуза охраняет даже если ты ею не выполняешь заповедь, а просто держишь при себе. (Нельзя подумать, что мы теперь можем не вешать мезузу. Мы обязаны выполнить заповедь.) Есть такая история: однажды рабби Йеуда а-Наси послал мезузу нееврею, которого преследовали черти. И когда этот нееврей принял мезузу от рабби Йеуда а-Наси, черти убежали, перестали его преследовать.

На первый взгляд, непонятно: как могла мезуза, святой предмет для евреев, которым надо выполнять определенную заповедь, могла охранить нееврея, который не мог выполнить ею никакую заповедь?

Ответ такой, что способность мезузы охранять происходит от того, что когда ее пишут, сойфер произносит слова «ради заповеди», т.е., что он пишет эту мезузу ради заповеди. Тем, что он произносит эти слова, он уже соединяет мезузу с заповедью о мезузе, и этим дает ей силу охранять даже до того, как с ее помощью выполнили заповедь. Поэтому даже до того, как эту мезузу прикрепили к косяку, она уже имеет силу охранять до такой степени, что она может охранять и нееврея, который не сможет ее прикрепить вообще.

Ребе приводит еще один рассказ: когда Ребе РАЯЦ находился в заключении, он себе заранее сказал, что он не будет обращать на своих мучителей никакого внимания и не будет подчиняться правилам того места, в котором оказался. Соответственно этому он себя и вел. Время от времени его пытались запугать и говорили: «Ты знаешь, где ты находишься?» На что Ребе РАЯЦ отвечал: «Да. В доме, на двери которого нельзя повесить мезузу, как, например, конюшня или туалет». Такой ответ наводил страх и вводил в бешенство евсеков.

Ребе задает вопрос в связи с этим рассказом: почему Ребе РАЯЦ ответил так? Если он взял себе за правило не обращать на своих мучителей никакого внимания, то он мог бы ответить, что Всевышний находится везде, и здесь Он также присутствует, и все находится в Его власти. Зачем надо было отвечать так жестко?

Ответ заключается в том, что тем, что Ребе РАЯЦ упомянул мезузу, он тем самым притянул к себе ту защиту, которую дала бы ему мезуза, если бы он имел ее ссобой. Изучение законов о заповеди во многих случаях приравнивается к выполнению этой заповеди (поэтому в начале утренней молитвы мы читаем описание о жертвоприношениях и тем самым нам защитывается как будто мы их принесли). Тем, что Ребе РАЯЦ упомянул закон о том, что есть помещения, на двери которых мезуза не укрепляется, он как бы выполнил заповедь о мезузе.

Из этой истории мы можем выучить, насколько важно выполнять заповедь о мезузе со всей строгостью. Особенно сейчас, во времена прихода Мошиаха, нужно иметь самые кошерные мезузы. Дело в том, что сейчас сатана ухитряется из последних сил, чтобы навредить евреям, и поэтому кошерные мезузы на домах евреях охраняют и живущих в этих домах и всех евреев везде где-бы они ни были. И, подчеркивает Ребе, не только мужчины, но и женщины должны заботиться о том, чтобы на дверях их домов были укреплены кошерные мезузы.

«И чтобы Всевышний хранил тебя, когда ты уходишь, и когда возвращаешься, с этого момента, и навсегда».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter