30 Кислева 5782 года, суббота недели, гл. Микейц

Изучать Тору, любить Тору!

Талмуд рассказывает, что как-то раз зимой Гилель не нашел работы и не смог заплатить за вход в академию. Тогда он взобрался на крышу и приложил ухо к слуховому окну, чтобы хоть таким образом услышать драгоценные слова Торы. При этом он даже не заметил, что пошел густой снег.

3969 (0)
Изучать Тору, любить Тору!
Изучать Тору, любить Тору!

В главе Торы «Экев», читаемой на этой неделе, нам предписано обучать Торе детей, а также изучать Тору, «сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая».

«Из-за Гилеля признают виновными бедных; из-за рабби Эльазара бен Харсума — богатых». Мудрецы Талмуда объясняли эти слова следующим образом.

Когда человек предстает пред Судом Небесным, ему задают вопрос: «Почему ты не изучал Тору?». Он, к примеру, может ответить: «Я был беден и всю жизнь старался свести концы с концами; мне некогда было изучать Тору». Такое оправдание будет отвергнуто Судом на том основании, что этот человек был, наверное, не беднее Гилеля, который работал полдня и получал за это жалкие полдинара. Половину заработка он платил привратнику академии Торы, чтобы тот пускал его послушать беседы двух великих раввинов и мудрецов — Шмайи и Авталиона. Оставшаяся половина заработка уходила на нужды его семьи.

Талмуд рассказывает, что как-то раз зимой Гилель не нашел работы и не смог заплатить за вход в академию. Тогда он взобрался на крышу и приложил ухо к слуховому окну, чтобы хоть таким образом услышать драгоценные слова Торы. При этом он даже не заметил, что пошел густой снег. На следующее утро Шмайя сказал Авталиону, что в помещении как-то необычно темно. Они посмотрели на слуховое окно и увидели над ним тело человека. Поднявшись на крышу, они обнаружили там замерзшего Гилеля, укрытого чуть ли не метровым слоем снега! Бедность не смогла помешать Гилелю изучать Тору.

Кто-то попытается оправдаться пред Судом Небесным по-другому: «Я был бизнесменом, и все мое время уходило на дела. Мне некогда было изучать Тору». Такое оправдание также будет отвергнуто, ибо ответчик, наверное, был не богаче, чем рабби Эльазар бен Харсум, который унаследовал тысячу городов и тысячу морских судов. Несмотря на это, он со скромным узелком за спиной ходил из города в город, из страны в страну, чтобы изучать Тору. Богатство рабби Эльазара не помешало ему изучать Тору.

Давайте подумаем, почему в обоих случаях эти ответчики будут признаны виновными. Если у человека в действительности было время для изучения Торы, но он пренебрегал этой возможностью, для доказательства его виновности не нужно даже ссылаться на пример Гилеля и рабби Эльазара. Если же у него действительно не было времени для занятий Торой, то можно ли признать его виновным?

Ответ заключается в том, что у еврея должна быть страстная, пылкая любовь к Торе, ибо Тора — бесценный дар Всевышнего нам, Его народу. Конечно, в течение суток есть определенное время, когда (согласно букве еврейского закона) мы освобождены от изучения Торы, но даже в этом случае мы должны стараться уделить ей хотя бы несколько минут.

Суть вопроса, задаваемого на Суде Небесном, заключается не столько в том, почему человек не изучал Тору так, как это предписано божественным законом, сколько в том, где была его любовь к Торе, заставляющая стремиться к учению даже тогда, когда он освобожден от этой обязанности, — так, как это делали Гилель и рабби Эльазар.

Опубликовано: 01.08.2004

Темы: Экев
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter