30 Кислева 5782 года, суббота недели, гл. Микейц

Чему учат ремни тфиллин?

Поскольку изучение Торы требует интеллектуальных усилий, а молитва — это, прежде всего выражение эмоций, и в своей совокупности они затрагивают и разум и сердце, то в чем же тогда заключается смысл тфиллин, в частности — ремней, которые «связывают» еврея не только физически, но и духовно?

5750 (1)
Чему учат ремни тфиллин?
Чему учат ремни тфиллин?

Глава Торы «Экев», читаемая на этой неделе, содержит известную заповедь о тфиллин, или филактериях: «…и ты повяжешь их [слова Торы] как знак на руку твою, и будут они напоминанием меж глаз твоих». Коробочки тфиллин, закрепляемые на левом предплечье, на уровне сердца, и на голове, символизируют подчинение действий, сердца и разума человека Всевышнему, а также подчинение эмоций разуму.

Поскольку изучение Торы требует интеллектуальных усилий, а молитва — это, прежде всего выражение эмоций, и в своей совокупности они затрагивают и разум и сердце, то в чем же тогда заключается смысл тфиллин, в частности — ремней, которые «связывают» еврея не только физически, но и духовно?

В такой стране, как Америка, где евреев не так много, еврейским детям зачастую приходится расти в нееврейском окружении. Многие из них получают лишь самые поверхностные сведения об иудаизме, а иногда вообще их не получают. Действительно, с какой стати юноша должен встать на требовательный путь иудаизма? Ведь очень часто ему рассказывают о его наследии «между прочим»: «Ты — самостоятельный человек, и ты сам, без всякого (избави Б-г!) давления, должен принять решение, и мы, родители, не можем тебя ни о чем просить (ибо это тоже форма давления) и ни в коем случае не ждем от тебя никаких жертв. Мы лишь объективно познакомим тебя с различными идеологиями (конечно, мы расскажем и про иудаизм), а ты сам сделаешь выбор».

Даже такие наставления дают детям только терпеливые родители, а терпение в наше время — редкость. Кроме того, многие ли родители знакомы с основами иудаизма? Им самим приходилось ограничиваться лишь внеклассными занятиями. А кто может поручиться за религиозный, педагогический и моральный уровень их учителей?

Ремни тфиллин говорят с молодым евреем совсем на другом языке (и языке вполне определенном). Они говорят ему: «В качестве первого шага на пути реализации своих способностей ты должен повязать ремни тфиллин на руке и таким образом дисциплинировать себя. Этот шаг — „мы исполним“ — ведет к следующему — „мы услышим“. Когда ты выполняешь то, чего требует Б-г, ты обязательно в какой-то момент „услышишь“, т.е. осознаешь и поймешь. Совокупность всех Заповедей — это требование Б-га. Ты говоришь, что ты — всего лишь бренное создание, лишь плоть и кровь и не готов принять на себя все заповеди сразу? Хорошо, тогда выполняй их постепенно, но помни, что заповедей — 613. В них — твоя жизнь, твое бытие. Каждый день исполняй все, что можешь исполнить. В воскресенье делай то, что можешь сделать в этот день, в решимости завтра сделать больше. Тогда в понедельник у тебя прибавится сил и ты сможешь сделать то, что еще накануне казалось невыполнимым».

Каким же будет отклик нашей молодежи на этот урок ремней тфиллин? Наши юноши будут настаивать, что они в состоянии исполнять заповеди, что они могут соблюдать дисциплину. И они еще удивят старшее поколение. Наши юноши не станут просить награду у Б-га, их не волнуют «дожди в свое время» (символ материального процветания, обещанного Торой в награду за соблюдение заповедей). Они ищут путь, который дает надежду на обретение истины.

В этом и заключается смысл тфиллин — «связать» — ограничить дисциплиной свои руки, сердце и разум.

Опубликовано: 01.08.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter