СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-19 06:18

С погружением до самых пят

По словам мудрецов, человек должен стремиться к тому, чтобы осознавать каждую клетку своего тела.

873 (0) мин.

На этой неделе мы погружаемся в недра недельной главы «Экев». Она начинается с обещания Творца, переданного через Моше: «И будет, вследствие (экев) вашего послушания моим суждениям…» и далее идёт перечисление множества благ, которые несомненно настигнут того, кто идёт по жизни следуя указаниям Творца.

Для того, чтобы понять, как в действительности удостоится этих благословений — следует внимательно отнестись к каждому слову, использованному в упомянутом обещании. Тора, как известно, не имеет ни одной лишней буквы. Из комбинаций даже коронок букв Торы мудрецы извлекали тысячи основательных законов.

В нашей главе Тора неспроста использует именно слово «экев», которое в оригинале имеет общий корень со словом «акев» («пятка»). В этом кроется глубинное указание. По словам мудрецов, человек должен стремиться к тому, чтобы осознавать каждую клетку своего тела. Так, чтобы исполняя волю Творца человек отдавался этому всей своей сутью. Так, чтобы даже нижние уровни его тела, в которые разум проникает значительно меньше других — и даже грубая кожа пяток — была сознательно посвящена Служению, также как и голова и остальные органы — в каждом из них должна раскрыться душа.

Имя праотца народа Исраэля — Яаков. Имя, состоящее из буквы «йуд» и слова «акев» (на иврите слова пишут без гласных — י-עקב). С точки зрения каббалы и хасидизма это намекает на соединение сознания («йуд» — корень слова «йеда» — «познание») и уровня пят («акев»).

Слово, подразумевающее исполнение указаний Торы — именно «послушание» («тишмэун», от слова «внемлить», «прислушиваться»). Это указание на некое особо глубокое внимание к чему либо, чуткий анализ и усвоение результатов.

В качестве определения указаний Творца — Тора использует термин «суждения», «мишпатим». Этот термин подчеркивает четко определённую группу заповедей.

Мудрецы выделяют в заповедях три группы: 1) заповеди очевидные разуму, которые человек постигает и без Торы — «мишпатим» («суждения»); 2) заповеди, напоминающие человеку о высоких принципах, к которым может и должен стремиться разум, но без упоминаний о них в Торе, сложно придти к этим принципам — «эдот» («свидетельства»); 3) совершенно непостижимые разумом указания Торы — «хуким» («законы»).

Удивительно! Именно в тех областях, которые могут показаться банальными и очевидными каждому порядочному человеку, кроются наиболее глубинные тайны и силы. Но именно ввиду очевидности этих базовых понятий морали — человек склонен порой ими пренебрегать, если бы не указание их в Торе.

Тора указывает нам, что особо внимательно, «с погружением» до самых пят следует быть именно во время исполнения самых простых, очевидных разуму и совести действий. «Не убей», «не укради», «почитай отца и мать»…

Щепетильность именно в таких простых, на первый взгляд, житейских вопросах является необходимой основой полноценного служения. И лишь такой подход — способствует привлечению обещанных Творцом благ.

Опубликовано: 15.08.2022 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter