СБП. Дни Мошиаха! 14 Тевета 5785 г., третий день недели Шмот | 2025-01-14 11:05

Дорожная карта Освобождения

Вполне возможно, что это звучит абсурдно. Мы пытаемся понять и почувствовать скрытое благо через… действие? С каких это пор физическое действие помогает интеллектуальному пониманию? С каких это пор, используя «пятки», мы можем помочь голове и сердцу?

Перевод: Д. Беляев 13.08.2024 0 420 мин.

Начнем с шутки. Мать видит своего сына-подростка в постели поздно утром. «Мойшеле, что ты делаешь в постели? Уже поздний час…» «Мама, ты сказала мне двигаться за своими мечтами, вот я и лег спать…»

Исцели боль, почувствуй добро

Эта суббота — вторая из «семи утешений», семи утешительных недель, которые начинаются в субботу утешения и заканчиваются в субботу перед Рош а-Шана.

Беглый взгляд на еврейский календарь показывает удивительный раскрытие, начавшиеся 17 Тамуза, что ровно десять суббот осталось до Рош а-Шана. Как известно, число десять в иудаизме представляет собой полное число, которое намекает на многие духовные идеи, главная из которых — структура человека, согласно каббале и хасидизму, состоящая из десяти душевных сил. А структура души человека отражает структуру духовных миров, которые также состоят из десяти сфер.

Что мы можем узнать из этого потрясающего откровения о десяти неделях между 17 Тамуза и Рош а-Шана? И почему мы говорим об этом именно сейчас, в субботу, в недельную главу «Экев»?

Чтобы ответить на эти (и другие) вопросы, нам необходимо на мгновение остановиться на структуре еврейской души и ее душевных силах. Десять душевных сил делятся на две группы: силы интеллекта и силы эмоций и реализации.

Так и десять недель между 17 Тамуза и Рош а-Шана делятся на две одинаково соответствующие группы, каждая из которых включает в себя точно такое же количество элементов! Наши мудрецы называют эти недели двумя именами: «три воздаяния» и «семь утешений». Три субботы воздаяния — от 17 Тамуза до 9 Ава, которые символизируют разрушения, произошедшие в эти дни, и семь суббот утешения — от субботы утешения до Рош а-Шана. Это означает, что три недели (17 Тамуза — 9 Ава) представляют мир интеллекта, а семь последующих суббот (включая эту субботу) — мир эмоций.

Чему это нас учит? Как это связано с приходом Мошиаха?

Мы все знаем, что все, что делает Б-г, Он делает во благо. Мы знаем и верим, что это правда, но нам трудно усвоить это, трудно жить с этим. Трудно принять, что даже негативные вещи в жизни, даже разрушение и изгнание — это, по сути, благо. Принять это нам поможет упомянутое выше разделение на три и семь, как в душе человека, так и в календаре.

Общее разделение между интеллектом и эмоциями заключается в том, что интеллект представляет собой то, что скрыто, а эмоции — то, что проявлено, поскольку интеллект человека — это раскрытие душевных сил, которые служат ему самому, а эмоции направлены на других и служат им. В течение трех недель мир интеллекта, Б-жественное добро скрыто. Мы знаем, что это хорошо, мы верим, что это хорошо, но мы не чувствуем, что это хорошо. Во время семи недель утешения, мира эмоций, мы начинаем чувствовать, как все хорошо!

Идя пяткой вперед

Способность чувствовать скрытое благо, способность понять, что в разрушении есть строительство и новое начало, особенно важна в эту субботу, в субботу недельной главы «Экев». Недельная глава «Экев» начинается словами: «И будет: за то, что будете слушать». Слово «והיה» (будет) включает в себя четыре буквы Имени Всевышнего, но в обратном порядке. Вместо того чтобы «йуд» и «эй» были первыми, они находятся в конце, а «вав» и (вторая) «эй» занимают место в начале слова.

В хасидизме («Святые послания» глава 7) объясняется, что буквы «йуд-эй» в имени Б-га представляют мир интеллекта и внутреннего созерцания, а буквы «вав-эй» — мир эмоций. Обычно интеллект идет впереди эмоций, но сейчас, в изгнании, и главным образом во время, когда слышны шаги Мошиаха, служение Б-гу нужно совершать в обратном порядке. Эмоции перед интеллектом и пониманием.

Это означает, что в служении Б-гу в изгнании акцент делается на эмоции, которые ведут к действию и реализации, а не на интеллект и глубокую медитацию. Когда еврей ведет себя подобным образом, когда он живет таким образом (эмоции и действие превыше интеллекта и понимания), во время тьмы и сокрытия, и он решает не беспокоиться обо всем, что происходит вокруг, и слушает и повинуется приказам Б-га, Б-г обещает ему удивительную награду, которая следует в этой недельной главе: «Хранить будет Б-г Всесильный твой, для тебя завет и милость, о чем Он клялся отцам твоим».

Завет, милость и клятва — это возвышенные откровения, которые Б-г обещал Аврааму, Ицхаку и Яакову. Служение Б-гу, осуществляемое именно таким образом, когда эмоции и реализация опережают интеллект и разум, приводит к чудесной награде, обещанной праотцам. Более того, сказано, что служение Б-гу таким образом приводит к великой радости наверху. «Б-г радуется Своим деяниям», и благодаря этому Б-г дарует нам открытую, великую радость внизу: «Израиль радуется своему Создателю».

Радость, в которой мы имеем возможность видеть, чувствовать и понимать, что даже в изгнании разрушение превращается в открытое благо! Но на этом все не заканчивается. Всевышний обещал, что даст нам награду за соблюдение Торы и заповедей в конце дней. Это значит, что такое служение приносит награду в Дни Мошиаха и конце дней.

Проще говоря, наша способность к внутреннему восприятию скрытого в изгнании добра раскрывается именно тогда, когда мы откладываем в сторону наш интеллект и начинаем работать с «пяткой», с самой низкой частью человека, которая представляет собой физическое действие.

Вполне возможно, что это звучит абсурдно. Мы пытаемся понять и почувствовать скрытое благо через… действие? С каких это пор физическое действие помогает интеллектуальному пониманию? С каких это пор, используя «пятки», мы можем помочь голове и сердцу?

Святая Тора преподает нам важный урок, касающийся усвоения духовных идей. Настоящий путь к успеху начинается с эмоций и реализации, а затем мы подключаем интеллект. Сначала ноги (действие), а затем голова (понимание). Только так мы достигнем духовной и материальной награды, обещанной нам и нашим предкам, в истинном и полном Освобождении.

В завершение мы расскажем одну историю. Когда Цемах-Цедек был маленьким мальчиком, в том возрасте, когда он начал учить Пятикнижие со своим учителем, его проверял дед, Алтер Ребе. Он спросил мальчика, что означает фраза: «За то, что слушал Авраам голоса Моего»? Цемах-Цедек ответил, что праотец Авраам слышал (воспринимал, чувствовал) повеление Б-га даже в своей пятке.

Алтер Ребе понравился этот ответ, и он сказал, что именно об этом и сказано: «За то, что будете слушать правопорядки», — что даже пятка должна прислушаться к заповеди и выполнить ее!

[Здесь игра слов: «за то» — на святом языке «экев» — пишется как слово «пятка»].

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter