СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 20:12

Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих

Можно понять новшество последних поколений вообще и в частности нашего поколения, в особенности в это время — в соответствии с провозглашением моего уважаемого тестя и учителя, главы нашего поколения, уже завершили все и в соответствии со всеми признаками мы уже находимся в последние мгновения перед Освобождением:

Источник: «Двар Малхут» гл. «Шофтим» 7 Элула 5751 г. Сокращенный перевод:Шолем Лугов 16.09.2018 2113 мин.

1. Мы находимся в период исполнения предсказания

В связи с указанием нашей недельной главы1 «Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих» есть предсказание пророка Освобождения2: «И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как было в начале», как мы также говорим в ежедневной молитве (в будние дни3): «Снова поставь над нами судей, как в прежние времена, и советников, как было в начале».

И согласно тому, о чем неоднократно шла речь в особенности в последнее время — о провозглашении и сообщении моего уважаемого тестя и учителя, главы нашего поколения4: «Сейчас же — к раскаянию, (и поэтому) сейчас же — к Освобождению», что мы уже завершили все, также и «начистку пуговиц»5, и нужно только «стоять6 всем вместе»7 — и это тоже уже завершили — чтобы немедленно в буквальном смысле встретить нашего праведного Мошиаха — понятно, что мы уже находимся сейчас в период исполнения предсказания «поставлю судей твоих... и советников твоих»8 и более того — как было раньше: этому уже было положено начало, как будет объяснятся далее.

Примечания Ребе к беседе:
1) В начале.
2) Йешаяу 1:26.
3) 11-е благословение молитвы «Стояние».
4) «Глас взывающий» в «Святом воззвании» (Сиван-Тамуз 5701 г. Элул 5702 г.) — напечатано в «Игрот Кодеш» Ребе РАЯЦа том 5, стр. 361 и далее; 377 и далее; 408 и далее. Том 6, стр. 430 и далее.
5) См. беседу Симхат-Тора 5689 г.
6) Его «Игрот Кодеш» том 4, стр. 279. И там объясняется.
7) См. «Сегодня — день» за 15 Тевета. И в других местах.
8. См. комментарии на Мишну РАМБАМа, трактат «Санедрин» 1:3, откуда следует, что «возвращение судей...» произойдет ещё «перед приходом Мошиаха». И как завершает там Писание, что «после этого будешь ты назван городом праведности...». И см. «Ликутей Сихот» том 9, стр. 105, прим. 74.
Дополнения:
5) Смотрите... они уже чистят свою форму, чтобы идти навстречу Мошиаху. Они уже чистят пуговицы на своей одежде, чтобы идти навстречу Мошиаху.
7) Слушай и внимай, Израиль! Нынешнее время — пора Освобождения Мошиахом, праведником нашим... и приготовь себя и своих домашних ко встрече Мошиаха, праведника нашего, который должен прийти по-настоящему скоро!
8) Комментарий на Мишну РАМБАМа, трактат «Санедрин» 1:3: «И мне кажется, что когда будет согласие между всеми мудрецами и их учениками предварить для них человека... и поставят его во главе, только чтобы все это происходило на Святой Земле... И этот человек будет рукоположен и он после этого сможет рукоположить того, кого он захочет. Ведь если не сказать так, то невозможно никогда наличие большого суда, каждый из судей которого должен быть рукоположен. И Всевышний обещал, что они вернутся, как сказано: „И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как было раньше“. И все это будет без сомнения... перед приходом Мошиаха...».
«Ликутей Сихот»: Что же касается сказанного в комментариях РАДБАЗа к РАМБАМу («Законы Санедрина» 14:12), что может быть он (Мошиах) совершит рукоположение большого суда [хотя все ещё непонятно, кто совершит это с самим Мошиахом] — все это зависит от «решения», можно ли совершать рукоположение в наше время. И РАДБАЗ следует этому мнению. [Нельзя решить, что РАМБАМ считает, что по мнению Талмуда здесь Мошиах раскроется, а потом скроется (и также — в книге «Сильная рука» он изменил свое мнение по сравнению с тем, что писал в комментариях на Мишну, так как «поставлю твоих судей» произойдет перед приходом Мошиаха) — и наподобие его свидетельства («Законы королей» 11:3): «Да не возникнет у тебя мысль... ведь рабби Акива... и говорил о нем (Бен Козиве), что тот Король Мошиах» — так как Бен Козива скрылся на какое-то время (в пещерах) во время своей войны. И в его время был рукоположенный суд... — а что касается прихода Элияу, то см. «Законы королей» 12:2]. (См. РАМБАМ в «Законах о Санедрине» 4:11 и у РАДБАЗа там). И нужно немного разобраться в отношении сказанного РАДБАЗом в «Законах о Санедрине» 4:14 — из трактата «Эйрувин» (43б), что «он пришел в большой суд». И нельзя сказать, что этот большой суд рукоположили из сынов Реувена, или [это сделал] Мошиах, когда он раскрылся раньше — по словам РАДБАЗа в гл. 4 там — ведь все ещё можно возразить, что «еще не пришли сыны Реувена и не раскрылся Мошиах» (и в частности, согласно написанному (РАМБАМ, «Законы о Санедрине» гл. 14 там), что воссоздание большого суда произойдет вначале в Тверии). И можно сказать (по крайней мере как РАДБАЗ), что «большой суд», о котором идёт речь в трактате «Эйрувин», не обязательно состоит из людей, которые прошли рукоположение (и в любом случае можно сказать так — не все ли равно, есть ли рукоположение, когда мы говорим о приходе пророка Элияу!), а это просто такое выражение. И речь идёт о (самом) большом суде в этом поколении.

2. Четыре вопроса

И это можно понять с помощью предварительного рассмотрения некоторых уточнений в словах предсказания:

1) В указании в нашей главе Торы говорится: «Судей и смотрителей поставь себе», а в предсказании сказано только «поставлю судей твоих», а о смотрителях нет и речи. Наоборот, добавляется нечто новое: «советников твоих».

2) В чем заключается идея «судей твоих» и «советников твоих»?

3) Почему о «судьях твоих» сказано, что они будут «как прежде», а о советниках — «как были в начале»?

4) Почему слова «судьи» и «советники» используются с притяжательным местоимением «твои» (не так, как в нашей главе — просто «судьи и советники» (несмотря на то, что после этого написано, что их нужно «поставить себе»))?

3. В чем разница между судьями и смотрителями?

И нужно объяснить все это:

Разница между судьями и смотрителями — по словам РАШИ9: «Судьи — это люди, выносящие приговор, а смотрители — это надсмотрщики, приводящие к повиновению, палкой и плетью карающие по их (судей) велению, (т.е.) они вяжут и подвергают телесному наказанию до тех пор, пока человек не подчинится судебному приговору»10. Это значит, что надсмотрщики заставляют и принуждают11 народ подчиняться закону и приговору.

Согласно этому понятно, почему в предсказании об Освобождении сказано только «опять поставлю судей твоих», но не «смотрителей» — так как в будущем аннулируется наличие зла12 и злое начало13, то больше не будет потребности в смотрителях14, которые заставляют народ исполнять указания судей. Так как все люди сами станут исполнять эти указания15. Останется необходимость только в судьях для того, чтобы они могли выносить законодательные решения, обучать Торе и давать указания по Торе и заповедям еврейскому народу16 («Идут они от силы к силе»17 в самой области святости18).

Примечания Ребе:
9) В начале нашей главы.
10) И см. РАМБАМ в начале «Законов о Санедрине»: «Судьи — это люди, компетентные в законах Торы, которые постоянно находятся в установленном для суда месте, куда приходят к ним судящиеся. Смотрители — это полицейские, вооруженные палкой и плетью...». И см. РАШИ в трактате «Санедрин» 16б (со слова «Смотрители»: «Они бьют палками по указанию судей всех, кто не слушается их»).
11) См. «Книгу заповедей» РАМБАМа, 176-я заповедь «делай» (и наподобие этого в Хинух, заповедь 491): «повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, заставляя возвращаться оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека».
12) Как сказано (Захария 13:2): «И дух нечистоты удалю Я с лица земли».
13) См. «Сукка» 52б.
14) См. «Ор а-Тора» на нашу главу, стр. 821: «И на основании этого станет понятной идея смотрителей... чтобы бить палкой животную душу, наподобие сказанного, что человек всегда должен заставлять свое доброе начало сердиться на злое начало («Брахот» 5а в начале).
15) И нужно заметить по комментарию РАДАКа на слова «и поставлю судей твоих, как прежде», который пишет так: «Это произойдет в Эру Мошиаха, когда все злодеи исчезнут и „остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое“ (Цфанья 3:13).
16) См. РАМБАМ в начале «Законов об ослушниках»: «Верховный суд в Иерусалиме [основа всех судей, которые находятся „во всех вратах твоих“*] — это основной носитель Устной Торы и главный источник всех указаний, и от него исходят законы и постановления для всего Израиля». И см. «Ликутей Сихот» том 29, стр. 97.
17) Как сказано в Псалмах 84:8.
18) См. в книге «Тания», в конце послания 26 (145а).
*) См. в нашей главе 17:8 (и комментарий РАШИ со слов «речи спорные»). И см. также по Сифрей в начале нашей главы («на слова во всех вратах твоих»). РАМБАМ в «Законах о Санедрине» 1:3. И ещё в других местах.
Дополнения: 17:8: «Если сокроется от тебя что-либо для разрешения между кровью и кровью, между судом и судом, между язвой и язвой, речи спорные во вратах твоих, то встань и взойди на то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой». РАШИ: (Означает) что мудрецы города (судьи) будут расходиться во мнениях в (определенном) деле: один признает нечистым, а другой признает чистым; один признает виновным, а другой оправдывает...

4. Смотрители только помогают судьям

И нужно сказать, что на эту идею намекает также и название нашей главы «Судьи» (без слова «смотрители»), ведь известно1, что название всякой вещи сообщает нам информацию о ее сути. И наподобие этого в отношении глав Торы, названия которых были даны в соответствии с еврейским обычаем и они отличаются большой точностью2.

И на первый взгляд [возникает вопрос]: как связано название нашей главы («Судьи») с заповедью, содержание которой на первый взгляд «Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих»? Вплоть до того, что сказано в Мидраше3: «Если нет смотрителя, то нет и судьи. Как это может быть? Когда человек проиграл в суде и должен заплатить другому, но нет смотрителя, способного заставить его заплатить, то тогда так как он уже ушел от судьи, у того появляются сомнения, а может ли он вообще сделать что-то, если не передаст дело в руки смотрителя?!»

И вот объяснение этого4: идея смотрителей заключается только в оказании помощи судьям. Если судья не в состоянии привести судебное постановление к его практическому завершению, то в этом случае требуется помощь смотрителей, «палкой и плетью карающих», которые заставят проигравшую сторону «подчиняться закону и приговору». Поэтому наша глава называется только «Судьи» и назначение смотрителей не является отдельной заповедью (в их списке), а включено в заповедь назначения судей — так как идея смотрителей является деталью идеи «судей» (чтобы реализовать исполнение вынесенного судьями судебного решения (на практике)). Но это не является обязательным придатком для судебного заседания, которое может быть реализовано на практике без смотрителей, когда ситуация и время являются идеальными, что этого не требуется (это произойдет в будущем), как было сказано выше.

И по этой причине указание Торы включает в себя также и «смотрителей»; так как это указание даётся навеки и оно говорит о всех временах и ситуациях, поэтому нужно получить указание и о «смотрителях». Это справедливо для таких случаев, когда есть необходимость в том, чтобы тяжущие стороны согласились с приговором под нажимом5 [и поэтому также сказано в Мидраше «Если нет смотрителя, то нет и судьи» — не для закона, а для пользы в данном деле, так как возможна ситуация, что без смотрителей суд не будет осуществляться].

Примечания Ребе:
1) См. «Тания», раздел «Врата единства и веры» гл. 1. И см. более подробно «Ответы и разъяснения» («КЕАТ» 5734 года) п. 1 [«Игрот Кодеш» том 1, стр. 288 и далее. Израиль]. «Ликутей Сихот» том 6, стр. 35 в конце и см. в примечаниях там.
2) См. в подробностях «Ликутей Сихот» том 5, стр. 57 и далее. Есть ещё.
3) «Танхума» на нашу главу п. 2 (а в издании Бобер — п. 3). И см. также Сифре в начале нашей главы (на слова «Во всех вратах твоих»). И см. объяснение р. Йерухам-Фишеля Перлова к «Книге заповедей» р. Саадии гаона, в конце нашей главы п. 1.
4) См. «Ликутей Сихот» том 34, страница 103-104.
5) Только можно сказать, что так как все идеи Торы являются вечными — также и в будущем останется идея «Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих». Только тогда смотрители будут в позитивном смысле — провозглашать и сообщать о существовании судьи. Или для оказания помощи евреям в исполнении постановлений суда [к примеру: проложить дорогу для свидетелей, которые видели обновление новой луны, чтобы они смогли прибыть в суд как можно быстрее и легче] (наподобие сказанного в «Тосефта», трактат «Шкалим», гл. 1). См. также «Книгу бесед» 5749 года, том 2 стр. 663).

5. Отличия судьи и советника

На основании этого станет понятной причина того, что в предсказании добавляются слова «советников твоих» (кроме «судей твоих»), так как совершенство силы для того, чтобы во время Освобождения евреи были в цельности и исполняли указания судей не нуждаясь при этом в смотрителях — связано с тем, что тогда будут как «твои судьи», так и «твои советники»:

Простое отличие между судьей и советником заключается в следующем: судья находится не на одном уровне с подсудимым, а гораздо выше его — как со стороны своих знаний и понимания законов и правопорядка, так и со стороны подчинения, которое должно быть у подсудимого по отношению к судье для того, чтобы он смог принять судебное постановление (даже если оно не соответствует его желанию); судья выносит постановление в форме приказания и указа (— сверху вниз), а подсудимый вынужден принять его с абсолютным подчинением (при этом не важно, понимает ли он его, или нет).

Но советник соответствует своему названию — он даёт хороший совет, как сказали наши мудрецы: «Хороший совет сообщает нам». Это указывает на то, что советник (как советник) находится на одном уровне с тем, кому он даёт совет. Поэтому советник разговаривает с ним (не сверху вниз, отдавая приказы, а) как хороший товарищ, говорящий с ним на одном уровне и дающий ему совет, как себя вести. Этот совет понятен человеку и приемлем им; он чувствует, что это хорошо для него самого, ведь в противном случае это будет не хорошим советом, а приказом.

И наподобие этого также понятна разница между словами «судей твоих» и «советников твоих» в предсказании в связи с судебным процессом и советом в области Торы и заповедей.

В каждом из них есть то, чего нет у другого: 1) Достоинство советника состоит в том, что его слова воспринимаются слушателем лучше, они проникают внутрь его сущности, так как он понимает, что это хороший совет для него. 2) Достоинство судьи заключается в том, что так как его указания даются в форме приказа и исходят с несравнимо высокого уровня, то это добавляет судье силу выносить постановления по Торе. Эта сила гораздо большая, чем у советника, дающего человеку совет. И также это происходит в форме приказа сверху вниз, заставляющего человека исполнить его (а в отношении совета у него человека выбор — исполнять его или нет).

Говоря другими словами: у судьи подчеркивается (главным образом) существование судьи, а у советника (главным образом) существование того, кому он даёт совет.

Это похоже на две вещи, которые должны быть в общем служении человека: служение своими собственными силами — пробуждение снизу, и помощь Свыше — пробуждение сверху. И наподобие этого, только более подробно, есть эти два аспекта в самой помощи Свыше: 1) помощь и придание силы в соответствии с уровнем человека и проникающей в него; и 2) помощь и придание силы с такого уровня, который намного выше. И наподобие этого есть подобные две вещи в помощи в служении, которая приходит от самих евреев: «судья твои» — суть которых Тора (слово Всевышнего) — оказывают помощь сверху, несравнимо с уровнем человека, и «советники твои» — помогают ему внедрить это внутрь, когда он чувствует, что это ради него самого.

6. Как прежде и как в начале

На основании этого можно понять, почему о «твоих судьях» сказано «как в прежние времена», а о «твоих советниках» — «как было в начале»:

Разница между выражениями «прежде» и «в начале» заключается в следующем: «прежний означает предыдущий», т.е. это (может быть) перед началом события, а «в начале» указывает на само фактическое начало.

И можно сказать, что это разница между «судьями как в прежние времена» и «советниками как в начале» (как судьи и советники были когда-то, так есть существенное различие между ними, на которое намекает выбор слов — «прежде» или «в начале»): в действии судьи подчеркивается (главным образом) существование судьи и это происходит в форме приказа свыше, без (особого внимания) на подготовку сосудов для восприятия у подсудимого — поэтому есть перерыв (качественный и, следовательно, также и количественный) между словами судьи и их исполнением на практике, так как только после вынесения постановления судьей может начаться новая идея — принятие этого закона и его исполнение подсудимым. И поэтому об этом сказано «твои судьи как прежде» — что судьи, которые возвратятся, будут «как прежде», перед началом действия.

Но в отношении действия советника все по-другому — в этом случае подчеркивается (главным образом) существование принимающего, ведь услышавший совет человек является подготовленным сосудом для этого. Этот совет даётся с мыслью, что он будет воспринят слушателем, т.е. сама идея (дать) совета указывает на то, что уже есть начало действия, так как слушатель уже готов к нему. Совет нужен только для того, чтобы раскрыть это в нем и указать ему на то, что это (совет для) его же пользы. И также во времени — сразу после произнесения совета есть начало его исполнения. Поэтому сказано «советники как в начале», что советники, которые вернутся в Эру Мошиаха, будут как «в начале» — они связаны с началом исполнения советом на практике.

На основании этого также понятны слова «твои советники», во втором лице — так как в совете подчеркивается, что он для тебя. Имеется в виду, что с помощью «твоих советников» также и судьи станут «твоими судьями». Указания судей (которые сами по себе несравнимы с подсудимым) будут приняты им внутрь так, как обычно воспринимают советы.

И можно связать это со сказанным в нашей главе — «судей... поставь себе во всех вратах своих»:

Врата (города) служат для входа в него. Имеется в виду, что назначение судей (и надсмотрщиков — в то время, когда в них есть нужда) будет «во всех вратах твоих», во втором лице, когда указания и постановления судей — которые сами по себе находятся на дистанции и воспринимаются после приказа — будут приняты евреями и спустятся в «них» и (более того) во «все их врата», внутрь. Это будет так, что начало и врата станут «твоими вратами».

Это можно объяснить на более глубоком уровне в отношении служения Всевышнему. Врата это (также) органы тела человека (глаза, уши, нос и рот), которые являются средством коммуникации между человеком и окружающим миром. И во всех этих вратах должны быть судьи, которые «ты поставишь себе» — что все его органы тела и чувства будут подчиняться указаниям «судей» в его душе, разуму его божественной души, с помощью которого он учит Тору. То есть, изучение Торы и указания Торы (судьи) будут облечены во все органы тела и внутренние силы. Это произойдет с помощью «твоих советников», которые будут «как в начале».

7. После прихода Мошиаха — нет надсмотрщиков!

На основании этого мы можем понять причину того, что после прихода Мошиаха больше не потребуются «надсмотрщики», так как тогда «твои судьи» и «твои советники» будут в совершенстве — как законы и указания Торы, сообщенные нам через судей вместе с сопровождающей их силой, так и добрые советы, передаваемые нам советниками, внедряющих их вглубь людей. И именно с помощью этих двух аспектов еврей станет полностью поглощённым Торой, заповедями и святостью Всевышнего. При этом он не будет нуждаться более в надсмотрщиках (заставляющих его) исполнять слово Божье.

Когда речь идёт только о «твоих судьях», с помощью которых еврей принимает указания Торы с полным самоумалением в форме приказа — отсутствует внутренняя работа человека, проникающая в его постижение и чувства, что возможно с помощью «твоих советников», и поэтому остаётся возможность (для его внутренних сил) совершения противоположного действия. Когда речь идёт только о «твоих советниках», которые дают человеку хороший совет именно для него — отсутствует сила Торы и огромная поддержка, которая поступает через постановление судьи, то есть раскрытие Всевышнего с помощью этого. Именно с помощью двух аспектов — «твоих судей» и «твоих советников» — достигается состояние, когда сам человек ведёт себя согласно указаниям Торы (с помощью судей) и тогда нет места и возможность для того, что этого человеку понадобится заставлять (с помощью надсмотрщиков) исполнять указания судей.

8. Восприятие людьми указаний судей

По той же причине, что должны быть «твои советники как в начале», чтобы внедрить в слушателя понимание и внутреннее чувство касательно Торы, заповедей и еврейства, что это станет его «началом» и «вратами» (а не останется чем-то новым и далеким) — понятно, что это должно быть достигнуто с помощью работы самого еврея ещё до наступления Освобождения. Эта работа должна соответствовать уровню еврея и осуществляться шаг за шагом, чтобы подготовить его к Эре Мошиаха и сделать его восприимчивым для принятия всех раскрытий этого времени, включая «и опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как было в начале».

Кроме этого: так как мы знаем, что исполнение этого совершенства творения во времена Мошиаха «зависит от наших дел и нашего служения на протяжении всего времени изгнания, ибо заповедь сама приводит к вознаграждению за нее», и все привлечения Свыше поступают в форме мера за меру, так как служение еврея должно быть подобно тому привлечению, которое он осуществляет с помощью этой работы (при этом он становится восприимчивым изнутри для этого привлечения) — тогда понятно в нашем случае, что для достижения ситуации «и опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как было в начале» в Эру Мошиаха, у еврея должно быть нечто подобное в его теперешней работе. Еврейство и Тора с заповедями должны быть у него в двух направлениях: по пути «твоих судей» — с полным подчинением при исполнении указаний Торы и по пути «твоих советников» — когда указания Торы будут восприняты на ту же глубину, как хорошие советы.

Это достигается с помощью того, что евреи во всех поколениях подчиняются «твоим судьям» и «твоим советникам» в этих поколениях — как сказали наши законоучителя, что «судей и блюстителей порядка поставь себе во всех вратах твоих» это основное указание во всех местах, также и за пределами Земли Израиля, и во все времена, также и в наше время, как сказано в нашей главе (17:9–10): «И приди... к судье, который будет в те дни, и вопроси, и скажут тебе слово решения... и поступи по слову, какое скажут тебе». Вплоть до того, что «судья, который будет в те дни» во всех поколениях — он «как Шмуэль в своем поколении... (и до того) как Моше в своем».

И совершенство идеи судьи и мудреца наступает тогда, когда в дополнение к этому он «помогает советом и мудростью» или в дополнение к судье и выносящему законодательные решения раввину в его поколении у него есть (отдельно) также и «твои советники» («найди себе наставника» и т.п.), который даёт ему советы в отношении богобоязненности и служении Всевышнему.

И с помощью подчинения «твоим судьям» — своему выносящему законодательные решения раввину, дающим постановления и указания по Торе и «твоим советникам» — люди становятся восприимчивыми сосудами (с помощью советника) для принятия «и опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как было в начале», даже когда речь идёт о совершенно отдаленных (судья) вещах.

9. Тора и пророчество

Пример для сказанного выше есть в споре между словами Торы и пророчеством (о котором идёт речь в нашей главе):

Тора — выше мира (она предшествовала миру), это мудрость и воля Всевышнего, которая выше отношения к рамкам нашего мира, никакая мысль не способна постигнуть её [даже когда Тора «спустилась» и облеклась в понимание и постижение внизу — вплоть до того, что она называется именем изучающего ее человека, в любом случае, она осталась по своей сути вверху, выше понимания и постижения]. Поэтому формой действия Торы в мире обычно являются приказы и постановления свыше.

Что же касается пророчества — несмотря на то, что это слово Б-жье, при нем происходит раскрытие Всевышнего для творений, «ведь Б-г не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7) — в их рамках (хотя есть условия для этого: мудрец, великий...). Пророчество впитывается в сознание и разум пророка таким образом, что он объединяется с ним — облекаясь в разум и понимание пророческого видения, а также в мысли и речь, как сказано (Шмуэль II 23:2): «Дух Г-сподень говорит во мне, и слово Его на языке моем». Пророчество должно спуститься именно через речь: «И таково везде значение слова пророчество; (имеется в виду) человек, возвещающий и возглашающий народу речи... Это (слово) от того же корня, что и „речение уст“...» (РАШИ на Ваэйра 7:1), а не как Тора, которая может оставаться в мыслях; также содержание пророчества имеет отношение к миру: «Пророк приходит к нам только для того, чтобы сообщить, что произойдет в будущем».

Можно сказать, что Тора и пророчество соотносятся между собой в общем так же, как «твои судьи» и «твои советники»: судья выносит законодательные постановления (в форме приказа), а советник дает совет (проникающий в понимание человека) — наподобие пророчества, когда пророк (не судя) даёт совет в отношении поведения в мирских делах (вещи, которые произойдут в мире), как идите в то место или не идите, развяжите войну сегодня или не делайте этого...

И как есть указание слушать «твоих судей» во всё времена, как сказано в нашей главе (17:9): «И приди... к судье, который будет в те дни», также и в отношении пророков (18:15): «Пророка из твоей среды, из братьев твоих, как я, поставит тебе Г-сподь, Б-г твой, его слушайте». И как пишет РАМБАМ: «Из основ веры — знать, что Б-г дает людям пророчество», после чего он разъясняет заповедь слушать глас пророка.

Так как РАМБАМ привел это в своем сборнике законов (и с такими подробностями) и сказал сначала, что основа нашей веры — понятно, что этот закон относится к евреям во всех поколениях. И хотя сказали мудрецы («Йома» 9б), что «после того как умерли последние пророки Хагай, Захария и Малахи, отдалился пророческий дар от Израиля» — мы уже объясняли («Ликутей Сихот» том 14, стр. 72) простой смысл этого: он не прекратился совсем, а только уменьшился. Ведь даже после этого мы находим упоминание о пророческом духе у многих людей (как понятно также из того, что в своем сборнике законов — среди всех ограничений по отношению к пророчеству — РАМБАМ не ставит никаких условий о его времени после смерти последних пророков).

Более того, в «Письме в Йемен» (гл. 3) РАМБАМ пишет, что «в определенный год возвратится пророческий дар Израилю» и «без сомнения это будет перед приходом Мошиаха».

И можно сказать, что объяснение этого понятно в соответствии со сказанным выше о «твоих советниках как в начале», ведь для того, чтобы мы смогли получить раскрытия Эры Мошиаха, должно быть положено начало этому в наше время — аспект «твоих советников» (наподобие пророчества), привлечение (совет), которое воспринимается слушателем (таким образом, что у него есть отношение к этому уже «в начале»). И это позволяет ему принять во внутренней форме раскрытие божественности в Эру Мошиаха как от «твоих судей», так и от «твоих советников»...

Поэтому этот закон актуален во всех поколениях — также и во время изгнания — «из основ веры — знать, что Б-г дает людям пророчество», что всегда (во всех поколениях) актуально раскрытие пророчества внизу, до уровня пророчества, наподобие того, что было у Моше (18:18): «Пророка поставлю им из среды их братьев, как ты» — совершенство идеи пророчества, как это подробно описывает РАМБАМ.

Теперь становится более понятным, почему РАМБАМ подробно рассказывает о пророческом даре Моше. Ведь, на первый взгляд, что было, то прошло — а после прихода Мошиаха, когда будет воскрешение из мертвых, все увидят Моше. Так зачем же рассказывать об этом в сборнике законов?

Объяснение этому состоит в том, что даже до прихода Мошиаха и вообще во время изгнания мы должны знать, что в это время может прийти пророк. И как сказано далее (8:6): «Любому пророку после Моше-рабейну мы верим не только на основании знамения, так чтобы сказать: если сделает знамение, будем слушать его во всем, что он скажет; но потому, что есть заповедь, которую заповедовал нам Моше в Торе». Каждый пророк является продолжением пророчества Моше и его Торы (только в раскрытии пророчества есть разные уровни). А в нашем поколении — это мой уважаемый тесть и учитель.

И в частности, когда «пророчество вернется к евреям», это будет предшествовать приходу Мошиаха. Таким образом, у Мошиаха до его прихода проявляется пророческий дар (как сказано: «Он большой пророк близкий к Моше-рабейну» («Законы раскаяния» 9:2)). И сказали наши мудрецы, что «первый освободитель (Моше) — он же и последний освободитель», и в каждом поколении есть один достойный этого человек — поэтому мы должны знать закон, актуальный также и в наше время (ещё до Освобождения), что есть существование и раскрытие пророчества (у Мошиаха ещё до Освобождения) — подобие начала («твои советники как в начале») совершенства раскрытия пророчества после Освобождения. Таким образом, это не новшество, которое появится только после Освобождения, а начало этому уже положено перед этим в форме «твоих советников как в начале». Поэтому РАМБАМ пишет об этом в своем сборнике законов...

10. Судья и пророк в наше время

На основании сказанного выше можно понять новшество последних поколений вообще и в частности нашего поколения, в особенности в это время — в соответствии с провозглашением моего уважаемого тестя и учителя, главы нашего поколения, уже завершили все (как выше в п. 1) и в соответствии со всеми признаками мы уже находимся в последние мгновения перед Освобождением:

С того времени, как Тора дала указание «судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих», и в течение всех последующих поколений, в особенности (предыдущих) поколениях изгнания — так как мы не удостоились и Освобождение не наступило тогда, это является доказательством того, что ещё не завершили свои действия и свою работу, а все ещё остался отпечаток от «грехов наших» (так как «из-за грехов наших мы были изгнаны с нашей земли»). Из-за сокрытий в мире ещё не наступило время появления «твоих судей» и (в частности) «твоих советников», а была необходимость в «смотрителях» (заставляющих людей исполнять законы).

Но после огромной проделанной работы в течение всех поколений понятно, что мы все больше и больше приближаемся к этому времени.

В особенности в последних поколениях, когда прибавилось раскрытие внутренней части Торы, начиная с «заповеди раскрывать эту мудрость» во время АРИЗАЛа, а после него — «распространятся твои источники наружу» с помощью наших глав ХАБАДа — благодаря которым «в Израиль вернётся пророчество» (как пишет РАМБАМ), «открыв Свои тайны рабам Своим, пророкам», они являются пророками нашего поколения97 до «пророка из твоей среды... как тебя» (будучи продолжением Моше в каждом поколении) — они «твои судья» и «твои советники» нашего поколения:

Они «твои судьи» — будучи главами евреев, так как глава евреев неизмеримо выше самих евреев (наподобие сказанного (Шмуэль I 10:23): «И был он на голову выше всего народа»), а также наши учителя, которые обучают Торе весь народ — наподобие «твоим судьям»; они также «советники твои» — дающие советы в области Торы и богобоязненности, а также советы в материальной жизни (идея пророков)101.

И в частности, с помощью раскрытия учения хасидизма ХАБАД, облекаясь в мудрость, понимание и знание — с постижением и пониманием — так, что это становится понятным даже животной душе, по крайней мере «давая хороший совет» — который воспринимается разумом и чувствами человека. И с помощью раскрытия внутренней части Торы мудростью, пониманием и знанием разума («твои советники») — до формы «попробавшие этого жизни удостоились» (попробовав суть самой идеи) — он становится «вратами» («вратах твоих») и началом (советник твои как в начале) для раскрытия внутренней части Торы в будущем, с помощью пробования на вкус и начала сейчас — все евреи и весь мир становятся внутренним сосудом для раскрытия внутренней части Торы, которое произойдет после этого с помощью праведного Мошиаха.

И во всем этом самом прибавилось ещё больше в нашем поколении — когда есть совершенство распространения источников хасидизма наружу во всех уголках планеты. И это учение понятно человеческим разумом, даже если речь идёт о таком человеке, который находится вне всего. И также были сделаны переводы внутренней части Торы и учения хасидизма на языки народов мира [русский язык и т.п.] посредством моего уважаемого тестя и учителя, главы нашего поколения. И это было сделано в форме прибавления света, вплоть до того, что совсем недавно была издана книга «Тания» шрифтом Брайля для незрячих людей.

И в соответствии с упомянутым выше провозглашением моего уважаемого тестя и учителя, что уже завершили все аспекты духовном работы, включая работу глав ХАБАДа в качестве «твоих судей» и «твоих советников» до этого дня и поколение было улучшено в буквальном смысле — понятно, что уже настало время «и опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как было в начале» в полном совершенстве (и не требуются смотрители, так как все уже очищено) после пробования и начала этого с помощью глав ХАБАДа.

11. Сообщить всем о пророке

Отсюда понятно, какой урок должен извлечь каждый из нас, находясь в субботу, когда читают главу Торы «Шофтим», в нашем поколении, в частности в последнее время — последние минуты изгнания — когда должна быть работа в соответствии с состоянием во время Освобождения, мера за меру:

Надо рассказать себе и всем тем, кого можно достичь, о необходимости принять на себя (в большей мере) указания и советы «твоих судей» и «твоих советников» в нашем поколении. В целом этими людьми являются раввины, как сказано: «Кто короли? — раввины», а в частности это лидер нашего поколения — приходящий как продолжение глав ХАБАДа в предыдущих поколениях — судья, советчик и пророк нашего поколения.

Обязанность принимать слова этого главы лежит в заповеди из Торы: «Я поставлю пророка для них из числа своих братьев, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить с ним все, что я ему заповедую…» и «Его будете слушать». Согласно закону РАМБАМа, упомянутого выше, если кто-то имеет достоинство и совершенство, необходимые пророку, при этом он совершает знамения и чудеса — как мы видели и видим в продолжение исполнения благословений у главы нашего поколения — то «мы верим в него не только из-за знамений, но из-за заповеди, которую Моше заповедал в Торе, когда он сказал: „Если он дает вам знамения, слушайте его“» Знамение это: «Он скажет вам о вещах, которые произойдут, и его слова окажутся правдой» — как мы уже видели и продолжаем видеть выполнение благословения моего уважаемого тестя и учителя, лидера нашего поколения.

Более того: «Пророк, о котором еще один пророк, свидетельствует, что он является пророком — как это справедливо в отношении главы нашего поколения — на самом деле является пророком, и не нуждается в проверке». Это относится к лидеру нашего поколения, и продолжается в следующем поколении через его учеников. Такой человек считается пророком и его не требуется проверять. Надо немедленно подчиняться ему, даже «до того, как он покажет знамение». Кроме того, «запрещено сомневаться в нем, и подвергать сомнению его пророчество, мол, может быть это не правда, и запрещено испытывать его чрезмерно», как говорится: «Не испытывай Всевышнего, Б-га вашего, как испытывали вы Его… Но с тех пор, как стало известно, что он пророк, верь в него и знай, что Б-г среди вас. Не сомневайся в нем…» Мы верим словам пророка не из-за слов пророка, но потому, что это Б-г говорит через этого пророка!

Есть указание, что мы должны сообщить всему поколению, что мы заслужили, что Всевышний выбрал человека наделенного свободой выбора, который несравненно выше представителей всего поколения, чтобы он был «твоим судьей», «твоим советником», и пророком поколения. Этот избранный лидер даст указания и советы, связанные с работой всех евреев и всех людей поколения, во всех вопросах Торы, заповедей и повседневной жизни в духе «знай Его во всех твоих путях» и «все ваши дела (должны быть во имя Небес)».

А главное пророчество — пророчество о немедленном и окончательном Освобождении, о том, что „вот идет Мошиах!“»

И вместе с этой заслугой у каждого из людей нашего поколения есть ответственность принять на себя «твоих судей» и «твоих советников» и подчиняться их указаниям и хорошим советам — во множественном числе, много указаний и советов. И кроме того, что это исходит (основываясь на указаниях и советах) «твоих судей» и «твоих советников» и главах ХАБАДа в предыдущих поколениях — ведь тогда есть также и сила понятного каждому совета. И даже если человек считает себя (не без оснований) кем-то значимым, то закон следует мнению большинства — «твоих судей» и «твоих советников».

Принятие и соблюдение инструкций «твоих судей» и «твоих советников» в нашем поколении создает опробование и начало осуществления молитвы: «Верни наших судей, как прежде, и наших советников, как в начале». Это в соответствии с принципом «Конец создания сперва возник в мысли». Насколько больше [должны быть принятие и соблюдение], когда эти вопросы уже были выражены в речи ( пророчество, которое на иврите происходит от слова, которое означает «движение губ»), как это стало привычным в последнее время, чтобы выражать слова в речи, в частности, слова о том, что Освобождение наступает.

Теперь мы можем ответить на вопрос, поднятый в последнее время, что Освобождение наступает. Вопрос заключается в том, каким образом это заявление может быть принято? Как семья и мир в целом отреагируют на это?

По правде говоря, если вопрос об Освобождении является новшеством, вопрос этот, возможно, существует. Но Освобождение не является новизной; а все это уже началось («как и в начале»), и было приведено в и принято в этом физическом мире, который является самым низким из всех возможных миров (в контексте «ваши советники, как в начале»). Поэтому не стоит удивляться, когда Освобождение наступает немедленно!

12. В любое время

И говоря простыми словами:

Находясь во время хасидское застолья «в четырех локтях» моего уважаемого тестя и учителя, главы нашего поколения — каждый (мужчина, женщина или ребенок) должен прежде всего принять на себя хорошие решения исполнять все хорошие указания и советы, о которых шла речь на хасидском застолье — основаясь на Письменном и Устной Торе, а также на словах Торы и указаниях наших глав ХАБАДа.

Чтобы было «судей поставь себе во всех вратах твоих», чтобы все семь врат человека (два глаза, два уха, две ноздри и рот) действовали бы в соответствии с нашей святой Торой, как она была передана нам теми, «кто короли — раввинами» вообще и в частности с помощью «судьи» и «советника» поколения — главы нашего поколения.

Более подробно: как есть судья и пророк в каждом поколении, что является «одной из основ нашей религии» — что в любое время и в любом месте есть раскрытие Всевышнего внизу — наподобие этого есть также в частности в самом еврее, у которого есть душа, «часть Всевышнего в буквальном смысле», в том смысле, что это вечно.

И указание поставить судей... во всех вратах проявляется в том, что указания общего «судьи» и «советника» привлекаются и проходят через частного «судью» и «советника» в каждой божественной душе — все его «врата» (физические органы) управляются посредством трех областей разума («твои судья») и эмоций в сердце («твои советники») — разум и эмоции его божественного души, которая учит и понимает указания Торы, в частности как они объясняются «судьей» поколения — моим уважаемым тестем и учителем — и спускает это в его эмоции — любовь, страх...

Это значит, что его изучение Торы должно приводить к практическим действиям на практике — в его зрении, слухе и обонянии, а также в речи и пробовании на вкус.

...с помощью «пророка, которого Я поставлю вместо тебя», главы поколения, которой «как все оно» — праведник поколения и основание мироздания как сказано: «Праведник же — основание мира» [Мишлей 10:25] — наподобие краеугольного камня, являющегося основой Храма, который всегда находится в нашем физическом мире без изменений (даже без изменения при захоронении в отличии от Ковчега Завета который был захоронен [см. Йома 54б]), как судья и пророк существующий (вечно) в каждом поколении (как знак проявления постоянной Божественной силы в мире) — на которой зиждется существование всего мироздания...

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter