Вопрос
Если в поле неподалеку от города найден неизвестно кем убитый еврей, старейшины и судьи того города должны исполнить заповедь о «телице с проломленным затылком». В частности, они должны провозгласить: «Наши руки не проливали этой крови» — мы не виновны в смерти этого еврея.
Неужели кто-то может подумать, что судьи могут нести ответственность за его смерть? Почему Тора обязывает их просить прощения за то, что около их города оказался убитый? И чему это нас учит?
Ответ
Тора не дай Б-г не обвиняет старейшин в убийстве человека. Но судьи должны проводить и снабдить необходимым вышедшего из их города и воспитать жителей города так, чтобы те с любовью относились к каждому еврею, даже если он только проходил через их город. Если бы жители города вели себя соответственно, несчастья не произошло. Поэтому Тора возлагает ответственность за него на жителей города вообще и на его глав в частности.
Действие
Мы учим отсюда, что судьи и все жители города должны заботиться физически и особенно духовно о любом еврее в их округе. Человек, не связанный с Торой — источником живой воды — называется духовно мертвым. Мы не можем сказать: «Не моя вина, что тот еврей решил связаться с плохой компанией, это его выбор и его ответственность». Тора говорит — нет! Если мы не позаботились по-настоящему о ближнем, не снабдили его духовной пищей – Торой и еврейским теплом, мы не можем сказать: «Наши руки не проливали этой крови». Он наш брат, мы должны выйти к нему «в поле» и спасти его — показать ему, как приблизиться к Б-гу и быть живым, как сказано: «Прилепляющиеся к Б-гу живые все сегодня».